Соответствующий запрос в главное строительное ведомством направило Национальное объединение строителей письмом от 8 августа 2024 года № б/н (зарегистрировано в Минстрое России 8 августа 2024 года за № 139587/МС). Ответ был предоставлен письмом министерства № 48134-ТБ/0 от 21 августа, за подписью заместителя директора правового департамента Татьяны Барминой. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Как отмечают эксперты Минстроя, размеры компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств необходимо определять, в том числе, с учётом взносов, внесённых ранее исключёнными членами саморегулируемой организации и членами СРО, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими СРО за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой СРО (части 10 и 12 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
Частью 3 статьи 60.1 ГрК РФ определён порядок расчёта максимально допустимой выплаты из средств КФ ОДО по одному требованию о возмещении реального ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по соответствующему договору подряда или вследствие неисполнения, или ненадлежащего исполнения членом СРО функций технического заказчика, а также неустойки по указанным договорам.
Однако, добавляет Минстрой, учёт лиц, прекративших членство в СРО, и доходов от размещения средств КФ ОДО в расчёте такой выплаты ГрК РФ не предусмотрены.
Таким образом, размер выплаты из средств КФ ОДО не зависит от объёма таких средств, размещённых на специальном банковском счёте, и определяется исходя из количества только членов СРО на дату предъявления требования о выплате и установленного в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого такого члена в зависимости от уровня его ответственности по соответствующим обязательствам.
Иное регулирование, по мнению юристов правового департамента, приводило бы к неравным условиям ведения предпринимательской деятельности, ставило бы условие о размере выплаты в зависимость от текущих, случайных обстоятельств.
Письмо заканчивается обычной припиской о том, что письма Минстрой не являются правоустанавливающими документами, и не могут рассматриваться в качестве общеобязательных требований.
Стоит напомнить, что, согласно части 3 статьи 60.1 ГрК РФ, размер компенсационной выплаты из КФ ОДО по одному требованию о возмещении реального ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, либо вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации функций технического заказчика при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства по таким договорам, заключённым от имени застройщика, а также неустойки (штрафа) по таким договорам не может превышать одну четвёртую доли средств КФ ОДО.
При этом размер компфонда рассчитывается в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, в зависимости от количества её членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого такого члена в зависимости от уровня его ответственности по соответствующим обязательствам.