Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2024 / 08 / 19 /
Опубликовано: 19 августа 2024 в 15:43
0    813

У саморегуляторов появилось несколько вопросов в связи с новым законом, призванным улучшить качество капремонта российских МКД

ЗаНоСтрой.РФ уже сообщал о том, что накануне профессионального праздника Президент России Владимир Путин подписал ряд важных для строительной отрасли нормативных правовых актов. Один из них – Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 238-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации». На новый закон обратил пристальное внимание наш добровольный петербургский эксперт.

***

Основной новеллой 238-ФЗ является определение в статье 166 ЖК РФ перечня лиц, имеющих выполнять работы по капитальному ремонту МКД: «Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются на основании договора строительного подряда, заключённого с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, указанных в пункте 1 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Так, с 1 сентября этого года капитальный ремонт МКД смогут выполнять все члены СРО и только они, причём не важно в каких СРО они состоят: в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Видимо, законодатель решил таким образом расширить круг подрядчиков в связи с их сокращением в последнее время. На взгляд юристов СРО, затея эта довольно спорная…
При этом государственные и муниципальные организации могут выполнять работы по капитальному ремонту многоквартирных домов без членства в саморегулируемых организациях.

С одной стороны, это плюс: СРО не будет нести ответственность за таких, как известное многим саморегуляторам московское Государственное бюджетное учреждение «Жилищник». С другой стороны, явно выстраиваются неравные условия для совершения конкурентных процедур.

В большей степени проблемы ответственности коснутся, конечно же, СРО в сфере инженерных изысканий и проектирования, так как их членам дано право на заключение договоров на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, что, по сути, является несвойственной деятельностью для таких компаний.

При этом перечень работ по капитальному ремонту МКД определён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2022 года № 1159/пр «Об утверждении методических рекомендаций по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта, который сформирован, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации». Но данный документ не включает в себя ни работы по техническому обследованию МКД, ни работы по изготовлению проектной документации для выполнения капитального ремонта.

Что же касается технического обследования многоэтажек, обязанность его проведения закрепили Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 561-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», который вступит в силу с 1 сентября 2024 года. При этом техническое обследование МКД могут проводить только члены СРО инженерных изысканий и СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Обязаны ли будут члены СРО инженерных изысканий и СРО по подготовке проектной документации, заключившие договоры на выполнение работ по капитальному ремонту МКД заключать субподрядные договоры с членами СРО строителей или же сами вступать в такие СРО? Вопрос этот остаётся открытым…

Другой новеллой являются нормы о проведении строительного контроля по капитальному ремонту многоквартирного дома исполнительным органом субъекта Российской Федерации или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Но для этого требуется издание нормативного-правового акта субъектом.
Если с учреждениями понятно более-менее, так как они могут брать плату за осуществление строительного контроля и, соответственно, нести ответственность самостоятельно наравне со СРО, то вот какова будет ответственность исполнительного органа субъекта Федерации – не ясно, особенно в плане финансовой ответственности.

А что ещё интереснее – так это то, что строительный контроль не будет исключён в процессе проведения капитального ремонта полностью: он остаётся, согласно статье 53 ГрК РФ, то есть при отсутствии нормативного-правового акта субъекта Российской Федерации о строительном контроле исполнительным органом субъекта или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением при выполнении работ по капитальному ремонту МКД, строительный контроль обязаны будут осуществлять сами ФКРы, либо заключить договоры на осуществление строительного контроля со специализированными организациями.

Довольно сложная конструкция закреплена законодателем, при этом не усматривается явного улучшения качества выполняемых работ при капитальном ремонте МКД, ведь надлежащее осуществление строительного контроля зависит не столько от организации, а от добросовестного и своевременного исполнения своих обязанностей конкретным специалистом строительного контроля.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии