В минувшую среду, 14 августа в селе Майма Республики Алтай под председательством координатора НОПРИЗ и НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максима Федорченко состоялся семинар по актуальным вопросам деятельности СРО для изыскательских и проектных саморегулируемых организаций. Об этом проинформировали наши коллеги из пресс-службы НОПРИЗ.
Участники мероприятия обсудили рейтинг проектных и изыскательских компаний, судебную практику в деятельности СРО, реализацию положений постановления Правительства РФ от 20 марта 2024 года № 338 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации...» и другие вопросы.
По вопросу реализации положений постановления Правительства РФ № 338 выступил директор департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОПРИЗ Сергей Павленко.
Постановление вступает в силу 1 сентября 2024 года, будет действовать в течение ближайших 6-ти лет и фиксирует новые минимальные требования к членам СРО, занятым на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Согласно документу, упрощаются требования к специалистам технических служб, допускается работа по совместительству, требование о повышении квалификации заменено на требование об обязательном проведении независимой оценки квалификации по 6-му уровню квалификации. Есть переходная норма для специалистов, прошедших повышение квалификации до 1 марта 2024 года, для них применение требования о НОК откладывается до истечения срока действия удостоверения о повышении квалификации.
Сергей Сергеевич разъяснил, что для специалистов технических служб в сфере инженерных изысканий действует пять профессиональных стандартов. Для специалистов технических служб, осуществляющих разработку проектной документации, разработано 3 профстандарта. Для специалистов технических служб установлено требование о соответствующем высшем профессиональном (техническом) образовании, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства. Соответствующий приказ вступит в силу 1 января 2025 года и будет действовать до 1 января 2027-го.
Следующим вопросом участники семинара рассмотрели рейтингование, оценку опыта и деловой репутации проектных и изыскательских организаций.
Господин Павленко напомнил, что при рейтинговании качественная оценка участников происходит с использованием показателей, сгруппированных по 6-ти «нефинансовым» блокам: уровень квалификации специалистов, использование организацией ТИМ, портфолио, соблюдение правил членства в СРО, страхование ответственности, показатели добросовестности.
Сибирский федеральный округ предложено сделать пилотным по наполнению системы рейтинга информацией о членах СРО. На этапе опытной эксплуатации предполагается, что информацию о членах СРО в АИС «Рейтингование» передают саморегулируемые организации.
Максим Федорченко подчеркнул, что рейтингование – тот путь, который поможет перейти на новую схему отбора подрядчиков, где определяющим критерием будет уже не самая низкая цена выполнения работ, а уровень квалификации и деловая репутация фирмы. Но чтобы система заработала, её надо наполнять информацией.
Участники семинара НОПРИЗ поделились опытом заполнения АИС «Рейтингование», указали на некоторые недостатки и высказали предложения по её доработке. Сергей Павленко отметил, что для более полного понимания авторами и разработчиками элементов, требующих доработки, нужно прежде всего собрать замечания со всех регионов и наполнить систему информацией до минимально необходимого уровня. Максим Федорченко рекомендовал к следующей встрече дополнить и систематизировать все замечания к АИС «Рейтингование».
Третьим вопросом семинара стало обсуждение практики НОПРИЗ по рассмотрению обращений о неисполнении должностных обязанностей специалистами, сведения о которых включены в НРС.
По обобщенной информации господина Павленко, в течение 2023 года НОПРИЗ получил от Главгосэкспертизы России обращения о 860-ти случаях нарушений, допущенных инженерными специалистами. Комиссией НОПРИЗ было рассмотрено 35 таких случаев. В 9-ти случаях «нарушения» были вызваны неисполнением заказчиком своих обязанностей по предоставлению исходных данных, и к проектировщикам претензий нет. Всего за 2023 год из НРС было исключено 4 специалиста.
В 2023 году Госэкспертиза не осуществляла проверку «включённости» специалистов в НРС, основываясь на регламентирующем её деятельность постановлении Правительства РФ, куда не входила обязанность осуществлять такую проверку. В 2024 году в систему подачи заявок на экспертизу были внесены изменения, и теперь Госэкспертиза осуществляет проверку членства специалиста (по номеру в НРС). За истекший период 2024 года от Госэкспертизы в НОПРИЗ поступили обращения о 1.184-х выявленных нарушениях. Но лишь в семи из них было зафиксировано, что результатом нарушений становится возникновение рисков аварийных ситуаций.
В 2024 году комиссия НОПРИЗ вынесла решения по 32-м специалистам из НРС, по 21-му специалисту Совет Нацобъединения принял решение отказать в исключении из НРС, 5 специалистов было исключено, по 6-ти специалистам рассмотрение обращений прекращено решением Совета НОПРИЗ, 60 обращений предстоит отработать.
В рамках рассмотрения вопроса о судебной практике слово было предоставлено управляющему партнеру юридического агентства «Дело» Виталию Шлякову. Докладчик подчеркнул важность обобщения судебной практики по обращению взысканий за неотработанные авансы на компфонды СРО в разных регионах, чтобы проектировщики и их саморегулируемые объединения выступали единым фронтом, защищая свои интересы и формируя судебную практику в нужном векторе.
Господин Шляхов указал на важность последовательной работы по привлечению внимания судов к важным для СРО юридическим обстоятельствам. При этом суды должны учитывать, что саморегулируемая организация не является стороной договора, заключённого между членом СРО (подрядчиком) и заказчиком, а также стороной, виновной в неисполнении договорных обязательств; что СРО в принципе является некоммерческой организацией, не имеющей цели извлечения прибыли, источники финансирования деятельности которой ограничены, а дополнительные финансовые издержки СРО, которые могут возникнуть в случае удовлетворения исковых требований, повлекут ущемление интересов неопределенного круга лиц – членов саморегулируемой организации, вынужденных внести дополнительные денежные средства после выплат из компфонда СРО.