В Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете прошли государственные экзамены для дипломников кафедры технологии и организации строительства. Знания студентов оценивала государственная экзаменационная комиссия. А участие в её работе уже третий год подряд принимают представители Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО, СРО-С-284-21062017). Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из «столицы Сибири».
***
Большинство тем дипломных работ основывались на проектах строительства отдельных жилых домов или жилищных комплексов, реже встречались детские сады, административные здания. К экзамену допускались работы, предварительно отобранные кафедрой (её возглавляет доктор технических наук Владимир Молодин).
За шесть дней работы комиссия рассмотрела дипломные проекты 48-ми начинающих молодых специалистов и поставили всего три «тройки» – большинство ребят защитилось на «хорошо» и «отлично». Выпускники вуза – бакалавры, то есть, прошли минимально-необходимое четырёхлетнее обучение – и, тем не менее, по оценкам специалистов, показали вполне достойный уровень.
Поскольку дипломные работы основывались на уже реализованных проектах, экзаменаторы старались проверить «глубину погружения в проект», задавая молодым уточняющие вопросы. Например, один студент представил проект из трёх жилых домов, где один дом десятиэтажный и два девятиэтажных. На вопрос, почему не все три дома десятиэтажных, он ответил, что этот выбор определён экономикой проекта (поскольку в девятиэтажных можно не устанавливать два лифта, а ограничиться только одним).
На самом деле, экономической выгодой это объяснить нельзя, поскольку дополнительные затраты на лифты при большем числе этажей с лихвой окупаются за счёт продажи площадей на «дополнительных» этажах и повышения рыночной стоимости квартир на большинстве остальных этажей – ведь подъезд с двумя лифтами комфортнее, чем с одним.
Другая студентка, защищавшая проект строительства 50-метрового здания в Бердске, поясняя, почему высота объекта ограничена именно 50-метровой отметкой, ответила правильно: выше нельзя, поскольку техническое оснащение пожарной охраны в городе не позволяет строить выше.
Настоящий специалист всё сумеет объяснить в проекте, от конкретной ширины зазора между вертикальными прутьями балконных ограждений до специфики конструктивного решения несущего каркаса; его не собьёт с толку вопрос, чем отличаются понятия «этажность» и «количество этажей», «подвал» и «техническое подполье», и так далее. Важно, чтобы молодые предметно видели и понимали, как объект будет «вынесен на местность», как организовать производство работ и вести сопровождающую строительство исполнительную документацию.
«Радует, что у ребят явно есть заинтересованность в предмете своей работы, – отметил начальник отдела строительного контроля СРО АСОНО Валерий Гноевой. – А с точки зрения объёма полученных ими знаний могу сказать так. Строительную механику, сопротивление материалов, другие предметы – бакалавры всё это тоже проходят, всему учатся, только у них академических часов и практики меньше, в сравнении с магистрантами или выпускниками «специалитета» старой советской высшей школы. Но мы же с вами хорошо понимаем: тут главное – искреннее желание получать знания, развиваться. Такое желание у большинства ребят есть, глаза у них горят. И это обнадёживает».
При этом в работах стали реже появляться замечания, непосредственно связанные с безопасностью и уровнем организации труда. Например, в прошлые годы студенты частенько «расставляли» временные строительные бытовки в радиусе рабочей зоны башенного крана – теперь опасности оказаться под грузом своих подчинённых будущие прорабы уже не подвергают.