Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2024 / 07 / 11 /
Опубликовано: 11 июля 2024 в 15:49
0    671

С чего следует начать СРО и их Национальным объединениям, чтобы уберечь компенсационные фонды от нарастающего вала выплат

На днях наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга поделился своим мнением о ситуации с массовыми выплатами из компфондов саморегулируемых организаций строительной отрасли и пообещал продолжить эту важную тему. И мы с удовольствием уступаем место внештатному автору на нашей общественной трибуне.

***

В предыдущей статье было указано, что начинать надо с решения первой проблемы: исключения неверных управленческих решений, принимаемых участниками саморегулируемых организаций и кандидатами в члены СРО.

В целях недопуска таких лиц, принявших неверное управленческое решение, которое привело к выплатам из компенсационного фонда, будет целесообразно не допускать таких лиц к деятельности в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства. То есть недопуск к деятельности в строительной сфере осуществляется путём отказа в приёме в члены СРО.

Это всем саморегуляторам позволяет сделать пункт 1 части 8 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ и пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» через определение во внутренних документах СРО требования к руководителям и учредителям юридических лиц или к индивидуальным предпринимателям, деятельность которых привела ранее к выплатам из компенсационных фондов СРО соответствующего вида.

Но где взять информацию об учредителях или руководителе вновь вступающего юридического лица? Такую информацию представляют различные сервисы для проверки партнёров в онлайн-режиме. Например, многие СРО используют Контур Фокус.
Таким образом, предлагается вносить информацию в создаваемый в НОСТРОЙ и НОПРИЗ объединённый Единый реестр членов СРО и их обязательствах и Национальный реестр специалистов – для целей быстрого поиска информации и принятия решения об отказе в приёме в члены СРО.

Однако в отдельных случаях, невозможно проследить историю, в связи с закрытием информации, особенно в случае банкротства и прекращения деятельности той или иной компании. Поэтому ведение в объединённом реестре архивной информации по данным из ЕГРЮЛ будет только способствовать полноте и объективности такого реестра.

Ведение объединённого реестра с предлагаемыми данными позволит минимизировать риски при приёме в члены СРО недобросовестных членов, учредители и руководители которых принимают неверные управленческие решения.
Ключевыми критериями для физических лиц должны стать ФИО и ИНН. Кстати, по ИНН физлицо находится всегда даже в случае смены фамилии, имени или отчества, а также… пола.

Что касается второй проблемы – непрофессионализма специалистов, тут тоже очень большой простор: от специалистов НРС и строительного контроля – до простых работников, от неисполнения прямых функций – до ненадлежащего исполнения трудового функционала. Причём также сюда можно отнести и некачественные материалы, и работу отделов поставки, и деятельность юристов, и так далее. В общем, каждый случай интересен по-своему.

Ключевое нормативное регулирование закреплено в пунктах 10-13 приложения № 5 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2022 года № 286/пр, в которых определены случаи, при которых сведения о физическом лице исключаются из Национальных реестров специалистов, ведение которых осуществляет НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
«10. Осуществление по вине физического лица, установленной вступившим в законную силу судебным решением, выплат из компенсационных фондов саморегулируемой организации».

Представляется, что саморегуляторы могут после осуществления выплаты из компфонда обратиться в суд о признании вины работника члена СРО, не исполнявшего надлежащим образом свои обязанности (например, строительный контроль). А это в итоге повлекло некачественное строительство или капитальный ремонт, вследствие чего был причинён вред (ущерб) и произведены выплаты из КФ саморегулируемой организации. После вступления решения суда, признающего осуществление выплат из компфонда по вине физического лица СРО направляет решение своего ПДКОУ о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении сведений о ФЛ из НРС и о направлении указанного решения в соответствующее Национальное объединение.

«11. Наличие в заключении, указанном в части 6 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обстоятельств, указывающих на виновность физического лица в период выполнения им должностных обязанностей, указанных в частях 3 или 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2006 года № 702 определяет Правила установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Пунктом 3 указанного постановления определено, что техническая комиссия, образуется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора (далее – органы государственного строительного надзора), в отношении соответствующего объекта капитального строительства.

Пунктом 8 предусматривается участие заинтересованных лиц, в качестве которых выступают представители застройщика, заказчика, лиц, выполняющих инженерные изыскания, лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, лиц, осуществляющих строительство. Таким образом, для участия сотрудника саморегулируемой организации в технической комиссии органа госстройнадзора потребуется доверенность от члена СРО, копию которой необходимо будет направить в Госстройнадзор с письмом о необходимости привлечения СРО в качестве заинтересованного лица.

Копия заключения технической комиссии в 10-дневный срок с даты его утверждения направляется (вручается) заинтересованному лицу, которые участвовали в качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, СРО при участии в работе технической комиссии имеет возможность получить заключение технической комиссии и, в случае отражения в нём вины физического лица (специалиста НРС) в период выполнения им должностных обязанностей, направить в Национальное объединение решение ПДКОУ о необходимости исключения такого специалиста из НРС.

«12. Включение по вине физического лица, установленной вступившим в законную силу судебным решением, индивидуального предпринимателя или юридического лица, работником которого является (являлось) такое физическое лицо, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

В данном случае работодатель должен обращаться в суд в целях установления вины специалиста НРС, следствием которого стало включение члена СРО в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

После вступления в силу решения суда, работодатель вправе направить самостоятельно заявление об исключении специалиста из НРС в Национальное объединение или в свою саморегулируемую организацию. Такое решение суда является также основанием для исключения неверно принятого управленческого решения руководителем члена СРО или учредителями. Таким образом, у члена СРО сохраняется возможность осуществления дальнейшей деятельности в области строительства, проектирования, инженерных изысканий. А саморегулируемая организация сможет предъявить регрессные требования к члену СРО и к виновному физическому лицу.

«13. Принятие Советом Национального объединения саморегулируемых организаций решения о неисполнении физическим лицом должностных обязанностей специалиста по организации инженерных изысканий, специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования или специалиста по организации строительства, определённых статьёй 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Самый возможный способ – СРО осуществляет выездную проверку деятельности своего члена, в ходе которой устанавливает, что специалист НРС не исполняет должным образом свои обязанности. Отражает это в акте проверки. При существенности нарушений и невозможности исправления по итогам выданного предписания – применяется такая мера дисциплинарного воздействия, как направление в Национальное объединение рекомендации об исключении специалиста из НРС.

Исключение из Национального реестра специалистов также будет являться действенной мерой при минимизации рисков выплат из компенсационных фондов СРО.

Сведения об исключённых специалистах НРС также можно и нужно вносить в объединённый реестр.
Примерно таким видится набор данных в объединённом реестре:

 
№ п/п Наименование
ЮЛ
ИНН
 
ОГРН ФИО
исп. орг.
ИНН физлица Время
работы
ФИО учредит ИНН Период времени участия в ЮЛ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
СРО в котором был членом Период членства Сумма выплаты из КФ СРО
 
№ судебного дела (активная ссылка) Заказчик
(гос. и мун. по 223-ФЗ, ФКР)
Реквизиты неисполненного контракта (активная ссылка на торговую площадку) Сведения о специалистах НРС, работавших на дату причинения вреда (ущерба)
- ФИО, идентификационный номер
(при повторном включении указывается также действующий идентификационный номер)
Причина исключения из НРС Сведения о документах основаниях исключения из НРС:
(решение суда, решение НО, решение СРО, заключение технической комиссии)
11 12 13 14 15 16 ФИО ИН 19 20
17 18


При этом необходимо отметить особенности в отношении специалистов НРС. Так как физическое лицо может включаться в НРС неограниченное количество раз по истечении срока после его исключения из Нацреестра, при этом ему присваивается новый идентификационный номер, необходимо предусмотреть возможность, помимо отражения всех идентификационных данных такого ФЛ, так и при необходимости отражение всех случаев виновности, следствием чего стали выплаты из КФ, даже в случае его работы в различных ЮЛ или ИП – членах СРО.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии