Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2024 / 07 / 08 /
Опубликовано: 08 июля 2024 в 15:56
0    1501

Есть две причины, которые привели к массовым выплатам из компенсационных фондов саморегулируемых организаций строительной отрасли

Ситуацию с массовыми выплатами из компфондов СРО красноречиво иллюстрирует неутешительная судебная практика. Это было заложено ещё в 2016 году с принятием Федерального закона № 372-ФЗ, а теперь стало серьёзной проблемой для большинства саморегуляторов. И дальше клубок проблем будет только нарастать, уверен наш добровольный петербургский эксперт, которому мы и передаём слово.

***

Некоторые саморегуляторы надеются на то, что будут внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ в части исключения возмещения по схемам, подпадающим под действие Уголовного кодекса РФ, например, по неотработанному авансу, когда он был попросту украден, а организация брошена на произвол судьбы. К сожалению, надо констатировать, что таких изменений в законодательство в ближайшее время внесено не будет. Не до этого сейчас российским властям, а бюджетные денежки и целевые средства надо возвращать. Если нет возможности взять эти деньги с подрядчика – для этого, собственно, и были законодательно созданы компенсационные фонды СРО.

В такой ситуации саморегулируемым организациям и их Национальным объединениям необходимо искать и вырабатывать механизмы, пресекающие дальнейшее массовое распространение выплат из компенсационных фондов СРО. Но для того, чтобы это сделать, необходимо понять и разобраться в причинах.

Конституцией Российской Федерации в статье 34 закрепляется свобода предпринимательской деятельности. Данное нормативное положение получает своё развитие в Гражданском кодексе РФ. Норма отличная, позволяющая каждому открыть своё предпринимательское дело.

Строительная сфера, а именно: инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос объектов капитального строительства также относятся к предпринимательской деятельности, хоть и законодательно обременены специальными требованиями к такой деятельности. Одним из таких требований является обязательное наличие квалифицированного кадрового состава в лице специалистов НРС.

Но вот учредителями и руководителями юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере строительства, могут быть любые физические лица, хоть вообще без профессионального образования. Как показывает практика, финансовые и управленческие решения принимаются именно руководителями компаний, в отдельных случаях – учредителями, лицами, действующими по доверенности от органов управления ЮЛ, а также бухгалтерия во взаимосвязи с вышеперечисленными.

Первой причиной выплат из компенсационных фондов СРО можно назвать неверные управленческие решения. К ним можно отнести множество ситуаций, перечислить их все не представляется возможным, да и не имеет смысла.
Например, это и выдача займов из средств, полученных в виде авансов на исполнение контрактов, и перечисление из авансов за иные услуги, товары или работы, не относящиеся к производственной деятельности, и неверные расчёты в себестоимости, и так далее, и тому подобное
(не будем пока трогать управленческие решения, явно подпадающих под квалификацию отдельных статей Уголовного кодекса РФ, так как такое деяние ещё надо доказать, а в случае недоказанности проблема всё равно остаётся).

Второй причиной является непрофессионализм специалистов в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях, что в следствии их действий или бездействия по выполнению прямых должностных обязанностей приводит к ситуациям, влекущим причинения вреда (ущерба) подлежащего возмещению из компенсационных фондов СРО.
И если со второй причиной сейчас НОСТРОЙ и НОПРИЗ пытаются навести порядок через работу Национального реестра специалистов, то первой проблемой никто не занимается. Но не решив первую проблему, решение второй – не приведёт к желаемому результату, так как специалисты – люди подневольные и в силу различных причин вынуждены подчинятся управленческим решениям руководящих органов организации.

Есть комплексное решение обеих указанных проблем. И надо сказать, что предпосылки в законодательстве для этого созданы, да и Национальные объединения в данном направлении постепенно, но верно двигаются. Речь идёт об объединённом Едином реестре членов СРО и их обязательствах, а также о реестре специалистов НРС, который планируется запустить к концу 2024 года. Но об этом в следующей публикации.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии