С таким запросом Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) обратилась к председателю комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Галине Дзюба. Эксперты СРО изучили проект Федерального закона № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты» и предлагают дополнить его с учётом северных добавок. А именно, обратить внимание на положения, регламентирующие определение налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц. С подробностями – наш добровольный эксперт из Южно-Сахалинска.
***
Как отмечается в письме, в соответствии с положениями статьи 208 Налогового кодекса РФ, к доходам физических лиц, составляющим налоговую базу, относится, в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 129 Трудового кодекса РФ, вознаграждение за труд включает в себя выплаты в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты. Под таковыми понимаются доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, государством гарантируются гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (Федеральный закон от 19 января 1993 года № 4520-1).
То есть государство закрепило за гражданами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях повышенную оплату труда, призванную компенсировать сложность проживания в суровых климатических условиях, разработав систему градации компенсационных выплат (районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате) в зависимости от сложности условий проживания.
Не секрет, что увеличенный уровень доходов лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях, фактически уравнивает уровень жизни населения средней полосы России с уровнем жизни населения районов Крайнего Севера. При этом, в случае принятия Федерального закона в редакции представленного на рассмотрение проекта, жители районов Крайнего Севера будут находится в ущемлённом положении, в связи с увеличением налоговых платежей, что поставит в неравное имущественное положение граждан Российской Федерации.
С учётом предложений рассматриваемого законопроекта относительно налоговой ставки на доходы физических лиц, в зависимости от общей суммы доходов (пункт 29 статьи 2 проекта Федерального закона) государственные гарантии и компенсации, гарантированные лицам, работающим в районах Крайнего Севера фактически нивелируются, введением повышенных ставок в целях налогообложения, что существенно снизит как улучшение демографического климата Дальнего Востока, так и спровоцирует отток населения из данных районов Российской Федерации.
Эксперты СРО полагают, что целесообразно внести изменения в пункт 29 статьи 2 проекта Федерального закона, которыми предусмотреть возможность определения суммы налоговых баз, используемых в качестве условий для применения различных ставок налогообложения (13, 15, 18 процентов и так далее) с учётом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом, необходимо учитывать градацию размеров районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в зависимости от сложности климатических условий проживания, расчёт которых, по мнению саморегуляторов, должен отражать работодатель при расчёте суммы налоговой базы и исчислении налоговых платежей.
Подобное предложение, как уверены специалисты Ассоциации «Сахалинстрой», при предложенном или ином варианте реализации, позволит сохранить уровень жизни лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не спровоцирует увеличения оттока жителей с данных районов Российской Федерации.