***
Под градостроительной деятельностью понимается – деятельность по развитию территорий, в том числе, городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
Обратим внимание на выделенное жирным! Таким образом, это все случаи причинения вреда в следствии некачественного капитального ремонта МКД! Обязанность создания технических комиссий при причинении вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности установлена в части 1 статьи 62 ГрК РФ. Причём, срок для создания технических комиссий – в течение десяти дней со дня причинения такого вреда.
И применительно к многоквартирным домам, порядок установления причин причинения вреда вследствие нарушения градостроительной деятельности устанавливается главой местной администрации, то есть муниципалитета.
Максимальный срок для установления причин причинения вреда и установления допущенных при этом нарушений для МКД – не более двух месяцев. Результатом работы технической комиссии является заключение, которое обязательно должно содержать выводы:
- о причинах нарушения законодательства, в результате которого был причинён вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц и его размерах;
- об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;
- о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Далее ещё интереснее! Во-первых, заключение технической комиссии подлежит опубликованию (либо в официальном печатном издании соответствующего органа, либо на его официальном сайте).
Во-вторых – в состав технической комиссии включаются в качестве наблюдателей, помимо застройщика, технического заказчика (то есть для МКД – Фонды капремонта), лица, осуществляющие подготовку проектной документации или строительство (капитальный ремонт), либо их представители, включаются представители граждан и их объединений.
Именно саморегулируемые организации и являются представителями своих членов, поэтому надо добиваться включения представителей СРО в такие технические комиссии. Причём лица, включённые в состав технической комиссии и не согласные с заключением, могут оспорить его в суде.
Скажите, саморегуляторы, особенно те, кто участвовал в спорах с ФКРами, управляющими организациями, – на практике как часто Вы встречались с созданием таких технических комиссий? Вот именно, если и были такие случаи, то они единичны. А, следовательно, все акты, которые были использованы в судах для доказательства причинения вреда при осуществлении капитального ремонта МКД, которые подписаны, как правило, управляющими организациями и ФКРами, не являются надлежащими доказательствами.
Что касается других объектов капстроительства. Тут применимы следующие нормы:
- постановление Правительства РФ от 20 ноября 2006 года № 702 определяет Правила установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
- приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 года № 507 «Об утверждении Порядка образования и работы технических комиссий, создаваемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, и требований к форме и содержанию документов, составляемых этими комиссиями».
- приказ министра обороны РФ от 26 февраля 2008 года № 86 «О порядке образования и работы технических комиссий по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в Вооружённых Силах Российской Федерации».
Саморегулируемая организация Ассоциация «Альянс строителей Оренбуржья» (СРО А «АСО», СРО-С-024-06082009) уже обратила своё внимание на данную норму и отказала местному ФКРу в возмещении вреда в связи с отсутствием заключения технической комиссии. Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 13 августа 2007 года № 285-п «Об утверждении правил установления инспекцией государственного строительного надзора Оренбургской области причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности», создание технических комиссий в случаях причинения вреда на объектах жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) относится к функциям инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области.