Две аффилированные СРО – Ассоциация саморегулируемая организация «Ивановское Объединение Строителей» (Ассоциация СРО «ИОС», СРО-С-114-16122009) и Ассоциация саморегулируемая организация «Региональное Объединение Проектировщиков» (Ассоциация СРО «РОП», СРО-П-204-19122018) представили экспертное мнение о плюсах и минусах ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости. Напомним, что РИМ станет обязательным при выполнении госконтрактов с 25 февраля во всех регионах страны. В 2022 году был запущен пилотный проект по переходу на ресурсно-индексный метод, в котором приняли участие 6 регионов. По результатам работы в субъектах наполняемость данными ФГИС ЦС увеличилась в 2,5 раза. Лидерами по заполняемости являются Ивановская и Новосибирская области. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из «города невест».
***
Ивановская область стала одним из шести регионов, чей переход на ресурсно-индексный метод ожидается в первом квартале 2024 года. При формировании системы основывались на двух направлениях: первое – работа с поставщиками в регионе по наполнению системы объективными ценами, второе – сбор данных по группам однородных ресурсов. Положительного результата удалось достичь благодаря автоматизации, которую сделал региональный центр ценообразования «Стимул».
Тем не менее, сами ивановцы не склонны приукрашивать свои достижения. По мнению специалистов двух СРО, проектировщики и строители тех областей, которые уже перешли на использование данного метода, на собственном опыте ощутили его плюсы и минусы. И как оказалось, теория от практики отличается, и уже поступают жалобы от большинства подрядчиков на убыточные сметы по РИМу.
В теории всё просто – производители и поставщики строительных материалов ежеквартально направляют в систему ФГИС ЦС реальную стоимость товаров, сметчики по данным ценам готовят сметы, исходя из этого государственные и муниципальные контракты разыгрываются по ценам максимально приближенным к рыночным.
Но на практике всё вышло иначе: производители и поставщики не заинтересованы в направлении информации в ФГИС ЦС, так как это очень трудоёмкий процесс – выбор категории, подборы КСР и многое другое, для такой работы порой необходимо ввести отдельную штатную единицу, а лишние затраты никому не нужны. Хотя сейчас внедряются программные комплексы, позволяющие делать это быстро и просто, даже подготовят аналитику.
Судя по наполнению системы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судя по всему, также не видят в этом заинтересованности.
Вот и получается, подводят итоги саморегуляторы, что на РИМ отрасль формально перешла, а эффективно применить его не получается. Кто в этом виноват – вопрос риторический. Строительной сфере остаётся либо собраться всем вместе и уже ответственно подойти к реальному переходу на РИМ, либо молчаливо наблюдать за процессом.
По данной методике цены при выполнении госконтрактов в строительстве будут определяться на основании новой сметно-нормативной базы, а также данных мониторинга об отпускных ценах производителей строительных ресурсов и индексов изменения цен однородных строительных ресурсов. Указанный метод определения стоимости строительства наиболее приближен к рыночной стоимости.
Как сообщил на форуме «Сибирская строительная неделя» в Новосибирске заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, 25 февраля будет дан старт следующему этапу, ресурсно-индексный метод начнёт внедряться в полноценную практику во всех субъектах, что в идеале должно дать единую систему ценообразования в строительстве.
Дальнейшей задачей в Стратегии строительной отрасли замминистра назвал переход на ресурсный метод, на прямые цены строительных ресурсов в информационной системе. К 2030 году стоит задача с помощью цифры связать систему технического регулирования и систему ценообразования, чтобы можно было оценивать стоимость каждого изменения на всём жизненном цикле объекта, от старта до его утилизации.