Над компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» (СРО «Строители Югры», СРО-С-050-20102009) нависла серьёзная угроза. Пытаясь спасти средства КФ ОДО, саморегуляторы дошли до высшей судебной инстанции. С подробностями – наш добровольный эксперт из Ханты-Мансийска.
***
Эта история началась, когда 28 сентября и 5 декабря 2018 года Общество с ограниченной ответственностью «Проектно-строительная компания «Строительная механика» заключило два контракта с казённым учреждением «Управление капитального строительства Республики Карелия». Первый – на строительство детского сада в посёлке Ляскеля Питкярантского муниципального района, второй – на реконструкцию нежилых помещений на первом и втором этажах здания в городе Сегежа под детскую поликлинику.
Судя по всему, строители из Ханты-Мансийского автономного округа – Югра хотели выиграть конкурс, чтобы потом найти местных субподрядчиков. Но, видимо, исполнителя найти не удалось, а самим ехать в Карелию не хотелось. Казённое учреждение, убедившись, что не видать ему ни детского садика, ни поликлиники, расторгло договоры и подало иски в суд. Общая сумма взыскания составила 154.065.194 рубля 57 копеек, куда входит возвращение неотработанного аванса, штрафные санкции, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные издержки.
Суды были выиграны, однако особой радости победителю не принесли. ООО «Проектно-строительная компания «Строительная механика» к тому времени было уже в банкротном состоянии. Поэтому следующий иск был подан в отношении Ассоциации «Союз строителей Югры».
Суд первой инстанции отказал в иске. Однако суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установил, что на момент заключения договора Общество являлось членом саморегулируемой организации «Союз строителей Югры». А далее, принимая во внимание, что факт ненадлежащего исполнения обязательств подрядчиком подтверждается вступившим в законную силу судебными актами по делам № А26-4822/2020, № А26-3201/2020, № А26-6549/2021, которые до настоящего момента не исполнены, суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения СРО к субсидиарной ответственности по долгам подрядчика.
Но саморегуляторы не согласились с вынесенным вердиктом и отправились в кассационный суд, где указали, что возврат неосновательно сбережённых денежных средств, полученных по государственному контракту, не является мерой ответственности. А значит, и обжалуемое постановление вынесено с нарушением норм материального права, выразившемся в неверном истолковании и неправильном применении положений статьи 60.1 ГрК РФ.
Однако Арбитражный суд Западно-Сибирского округа привёл разъяснения, изложенные в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2000 года № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», пункт 5 постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 года № 35 «О последствиях расторжения договора», а также пункт 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». Из этих документов следует, что нормы о неосновательном обогащении применяются в случае нарушения эквивалентности встречных предоставлений постольку, поскольку законом не предусмотрены специальные правила для данного вида договоров.
Как отмечается в материалах дела: «Нормами ГК РФ о подряде не установлено такое последствие прекращения договора подряда, как возврат неотработанного аванса, однако право заказчика на возврат ранее перечисленной подрядчику предварительной оплаты полностью или в соответствующей части (неотработанный аванс) вытекает из недопустимости нарушения эквивалентности встречных предоставлений при определении имущественных последствий прекращения договора (пункт 3 статьи 1103 ГК РФ)».
Также судом указано, что статья 60.1 ГрК РФ применяется лишь в случае ненадлежащего исполнения договора, заключённого с использованием конкурентных способов заключения договора. Указанные способы применяются при заключении контрактов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, суд кассационной инстанции СРО тоже проиграла. Последнюю попытку спасти более 154-х миллионов рублей средств КФ ОДО, саморегуляторы предпримут уже в высшей судебной инстанции, жалоба куда была подана 20 декабря прошлого года.