***
В декабре минувшего года в Иркутске на площадке Института земной коры СО РАН прошла научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы инженерной сейсмологии, безопасности территорий и зданий, экспертиза и оценка рисков» памяти Ю. А. Бержинского. Целями и задачами конференции явились обсуждение проблем, перспектив, организационно-технических возможностей, нормативно-методических аспектов градостроительного развития и строительства в Иркутской области, вопросов проектирования, возведения высотных и зданий как опорных точек агломерационного развития, научно-технического и делового сотрудничества архитекторов, градостроителей, строителей, специалистов и экспертов в этой сфере.
В конференции приняли участие 326 участников из 11-ти стран. В рамках состоявшейся мероприятия был проведён круглый стол по вопросам исполнения подпункта «а» пункта 6 поручения Президента России № Пр-1883 от 7 октября 2022 года и соответствующего поручения заместителя председателя Правительства РФ № ЮТ-П47-17117 от 11 октября 2022 года.
Упомянутый пункт президентского поручения звучит следующим образом: «Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы о формировании программы расселения жилых домов, сейсмостойкость которых не отвечает установленным требованиям, о распределении между субъектами Российской Федерации с учётом сейсмических рисков средств, выделяемых на реализацию этой программы, а также представить предложения по совершенствованию подходов к реализации в субъектах Российской Федерации программы по сейсмоусилению объектов».
В рамках того же поручения Правительству надлежало представить предложения об определении критериев, на основании которых признаются аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, в случае если их сейсмостойкость не отвечает установленным требованиям, а также критериев, на основании которых признаются непригодными для проживания жилые помещения, расположенные в таких домах (исходя из необходимости соблюдения требований к безопасности зданий и сооружений).
Круглый стол прошёл под председательством члена Президиума Евразийской СЕЙСМО Ассоциации – координатора по субъектам Российской Федерации в Восточной Сибири Владимира Баранникова. Предметом обсуждения стали два отчёта, подготовленные АО «НИЦ «Строительство»:
- Разработка критериев оценки дефицита сейсмостойкости существующей застройки на основе зданий основных типовых серий и проведение мониторинга комплексного дефицита сейсмостойкости жилых зданий в сейсмоопасных регионах Российской Федерации (далее – отчёт НИР «Типовые»).
- Разработка критериев оценки дефицита сейсмостойкости существующей застройки на основе зданий нетипового массового строительства и проведение мониторинга комплексного дефицита сейсмостойкости жилых зданий в сейсмоопасных регионах Российской Федерации (далее – отчёт НИР «Нетиповые»).
При этом участники конференции высказали следующие мнения в ходе обсуждения представленных отчётов НИР.
1. Представленные результаты НИР невозможно использовать для реализации поручений Президента.
Отчёты НИР являют собой компиляцию разнородных ранее известных материалов, разработанных коллективами учёных и специалистов различных научных институтов, не связанных единой логической целью, отвечающей сути поручения Президента России № 1883. Рассматриваемые НИР должны были стать основополагающим документом для исполнения поручения Президента России. Результаты НИР должны были упростить формализацию процедуры (для потенциально аварийного жилищного фонда) по камеральному выявлению и ранжированию объектов капитального строительства (ОКС) в регионах повышенной сейсмической опасности. Предполагаемые результаты НИР должны были способствовать снижению уровня угроз жизни и здоровью граждан путём выявления «несейсмостойкого» жилья.
Основные правила эксплуатационной безопасности регламентированы требованиями СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», а проверка на соответствие – ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Достижение целей НИР (выработка критериев) должны были состоять в научно обоснованной формализации использования упомянутых норм для многоквартирных зданий как объектов капитального строительства (ОКС) в случае, если их сейсмостойкость не соответствует требованиям, установленным другими нормативными техническими документами: ГОСТ 34511-2018.
«Землетрясения. Макросейсмическая шкала интенсивности», СП 322.1325800.2017 «Здания и сооружения в сейсмических районах. Правила обследования последствий землетрясения», СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах», СП 442.1325800.2019 «Здания и сооружения в сейсмических районах. Оценка класса сейсмостойкости» и других.
В представленных результатах НИР указанные документы проигнорированы, отсутствуют предложения о новеллах в нормативно-техническом регулировании и о критериях, которые должны были применяться органами муниципальной власти в соответствии с нормами о признании жилья аварийным (см. постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»).
2. Отсутствие в отчётах НИР методики, содержащей чёткие критерии для многофакторной оценки сейсмического риска.
В отчётах отсутствует методика, содержащая чёткие критерии оценки для определения дефицита сейсмостойкости существующей застройки городов, а также подтверждения соответствия (обоснованности, достоверности) полученных результатов. Эксперты отмечают, что описанные в отчётах НИР подходы к оценке уязвимости позволяют «манипулировать» исходными данными и полученными результатами оценки дефицита сейсмостойкости существующей застройки.
Конечной целью выполненной НИР является создание условий для формирования доказательной базы в целях принятия управленческих решений, в связи с чем необходимы чёткие правила для проведения ранжирования жилого фонда (разделение по группам) в зависимости от уровня риска (потенциального ущерба в результате возможного разрушения). Последний, в свою очередь, напрямую зависит от класса сейсмостойкости объекта и его фактической уязвимости (с учётом места и условий расположения).
Таким образом, результатом НИР должна была стать методика оценки для выявления зон и объектов повышенного сейсмического риска в границах урбанизированной территории, позволяющая составить комплексный план превентивных градостроительных мероприятий по снижению сейсмической угрозы.
3. Недостатки исходных предпосылок в виде типологии определения видов ущерба.
В качестве основного «критерия» оценки потенциального ущерба и ранжирования объекта капитального строительства (ОКС) исполнители НИР использовали исключительно расчётный размер ущерба, под которым подразумевается только прямой ущерб в результате разрушений объектов (восстановительная стоимость домов).
В результатах НИР не учитываются наиболее чувствительные для общества потери, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, экологический ущерб. Подобный подход нельзя признать обоснованным.
4. Проблемы качества исходной информации и необоснованность исходных предпосылок для разработки НИР.
Исполнителями НИР не представлены ссылки на достоверные источники информации, позволяющий однозначно выделять типовые и нетиповые ОКС. Кроме этого, авторы НИР используют недостоверную информацию о количестве ОКС.
Например, по их данным, в Иркутской области 5.039 типовых ОКС, а в базе данных АИС ФРТ содержится информация о 7.456 типовых ОКС. Это означает расхождение порядка 25% между данными, использованными в отчётах НИР, с информацией в государственной базе данных.
Участники круглого стола высказали и ещё ряд претензий к представленным отчётам НИР. После состоявшегося обсуждения присутствующие приняли заключение, в котором отразили следующее.
В результатах отчетов НИР, выполненных АО «НИЦ «Строительство», отсутствует как таковая методика и принципиально новые, по отношению к существующим в НТД критериям, инструменты камеральной оценки состояния здания. Более того, проигнорированы не только действующие нормы (ГОСТ, СП) по данной тематике, но все современные авторские методики по паспортизации, оценке риска и иным критериям, которые разработаны и применяются на практике экспертами ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», ФГБУН «ИЗК СО РАН», ФГБОУ ВО «ИРНИТУ», ФГБУ ВНИИГОЧС, АО «КазНИИСА» и другими.
На основании изложенного, применение представленного в отчётах НИР (АО «НИЦ «Строительство») отличающегося несовершенством подхода для оценки дефицита сейсмостойкости зданий, как единственно возможного в масштабах страны преждевременно в связи с наличием очевидных недостатков и перечисленных замечаний.
Участники круглого стола предложили отчёты по НИР рассматривать как предварительно собранную базу данных по жилищному фонду в Иркутской области, Чеченской Республике, Камчатском и Краснодарском краях, которую необходимо дополнительно изучить и исследовать, с целью определения её достоверности и обоснованности. Также они отметили, что представленные в отчётах НИР материалы требуют проведения дополнительной независимой оценки (валидации, верификации), сравнения их с данными, полученными по альтернативным авторским методикам, с использованием широко известных исследований российских и зарубежных учёных из центральных институтов, сейсмоопасных регионов России и стран СНГ.