Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 22 июля 2013 в 10:51
0    42665

: Комфортная городская среда – роскошь или средство движения вперед?

Владислав Алыбин

На позапрошлой неделе в Москве в Доме архитектора состоялся Круглый стол «Градостроительное проектирование. Проектирование комфортной и доступной среды жизнедеятельности человека, в том числе для маломобильных групп населения». Обсуждались последствия ратификации Россией конвенции о защите прав инвалидов. Сама конвенция была ратифицирована еще в прошлом году, но реальных действий по её исполнению пока не видно. Какие проблемы возникнут у строителей, проектировщиков вследствие неисполнения международных норм? Обо всем этом говорили на Круглом столе видные представители строительного и проектного сообщества, общественные деятели, работники муниципальных служб и просто неравнодушные граждане.

По мнению Заслуженного и Почетного архитектора России, вице-президента Союза архитекторов РФ, члена Совета Национального объединения проектировщиков И.Н. Воскресенского, на сегодняшний день нормативная и законодательная база в сфере проектирования в России зачастую входит в противоречия с требованиями времени. Требования по обеспечению маломобильных групп населения безбарьерным доступом к объектам города плохо прописаны в Градостроительном кодексе РФ.

Его мнение поддержала заместитель начальника отдела адаптации среды для инвалидов дирекции по ремонту и эксплуатации учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы В.Б. Осиновская, которая провела тщательный анализ действующих норм и правил и вскрыла ряд их несовершенств и противоречий.

Все присутствующие согласились, что проблема назрела и стала «одной из важнейших парадигм современного градостроительства» (цитата из резолюции, принятой по итогам обсуждения на Круглом столе). В качестве одного из инструментов по созданию безбарьерной среды в резолюции было предложено ввести «норму обязательного наличия у проектной организации специалистов, прошедших первичную подготовку или в течение 3 лет переподготовку по предмету:«Универсальный дизайн. Создание безбарьерной среды» при получении допуска на «Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения».

Так уж сложилось, что 2013 год (может быть по аналогии со своим тезкой – 1913 годом – который был своеобразным «контрольным метром» для успехов последующего экономического роста) поставил ряд неотложных вопросов, причем, на стыке нескольких, на первый взгляд, имеющих мало общего между собой направлений. Скажем, как связаны: повышение инвестиционной привлекательности города; вступление России в ВТО; качество и доступность городского пространства; так называемый «рынок девелопера» и права людей с ограниченными возможностями (инвалидов)? Оказывается, такая связь есть. Более того, начиная с 2013 года, она становится в нашей стране руководством к действию.

Дело в том, что с конца прошлого года Россия – наконец-то – ратифицировала международную Конвенцию о защите прав инвалидов (людей с ограниченными возможностями). Федеральный закон №46-ФЗ установил положения этой Конвенции обязательными к исполнению на российской территории. А вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) служит четким сигналом, что с недавнего времени исполнение международных правил и норм становится в России обязательным, а не добровольным. Другими словами, теперь с правами маломобильных категорий граждан на беспрепятственный и равный доступ ко всем благам цивилизации придется считаться всем, в том числе и нашим строителям с проектировщиками.

Казалось бы, ничего нового ратификация Конвенции для строительного сообщества не несет. И так в соответствии с Градкодексом и разного рода СП и СНиПами в проекте вновь возводимых зданий должны быть предусмотрены средства приспособления их для обеспечения доступа инвалидов. Да вот незадача – сегодня сами проектировщики утверждают, что данный раздел проектной документации давно воспринимается ими как излишнее и ненужное обременение, что-то сродни тому, как в советское время торговали дефицитными товарами с нагрузкой, когда, скажем, к краковской колбасе предписывалось купить плавленые сырки. Отсюда и появление на огромном числе вновь возводимых зданий странных пандусов, спуститься с которых под силу только профессиональному горнолыжнику, а не человеку в инвалидной коляске. А уж о том, чтобы по нему въехать в здание, не может быть и речи. Хотя формально пандус в наличии, нормы соблюдены.

Да и сами СП, даже созданные в последнее время и силами, в том числе, и НОСТРОЙ (например, СП 59.13330), пестрят «странностями», применение которых в качестве норм делает жизнь инвалидов невыносимой. Скажем, норма, по которой «ширину проема в чистоте межкомнатных дверей в квартире следует принимать не менее 0,8 м». А теперь представьте, как инвалиду на коляске вписаться в такой вот дверной проем!

Может быть, все эти рассуждения действительно значимы лишь для горстки страдальцев, которые не играют значительной роли в жизни общества? Но по данным Национального благотворительного фонда «Город без барьеров» уже сегодня в число маломобильных групп населения входит свыше 10% населения страны – каждый десятый! Более того, любой человек без ограничений возможностей в любую минуту может эти ограничения получить. Всего лишь подвернув или (не дай бог) сломав ногу. Кроме того, трудности при перемещении испытывают мамы с колясками, лица пожилого возраста и т.д.

Можно сказать много важных и правильных слов о социальной ответственности, милосердии и проч. Я же позволю себе остановиться не на морально-этических, но на сугубо экономических принципах важности соблюдения Конвенции не на словах, а на деле. Вспомните, что в начале были обозначены понятия «рынок девелоперов» и инвестиционная привлекательность. Пора обратиться в их сторону. В последние годы на рынке жилья сложилась ситуация, когда «балом правят» застройщики. Не буду останавливаться на том, почему сложилось так, а не иначе. Просто констатирую: сегодня продается практически все, что построено – независимо от качества, местоположения (кроме, может быть, Северного полюса) и в некоторых случаях законности возведения объекта. Более того, политика нашего государства направлена на увеличение пресловутых квадратных метров. При этом о качестве жилья речи вообще не идет. Это реальность. Разумеется, в таких условиях любой застройщик озабочен одним: максимизировать свою прибыль и прежде всего путем всяческого снижения своих издержек. Куда, в том числе, относится и качество проекта.

Я не склонен обвинять застройщиков: в конце концов, бизнес есть бизнес. А законы рынка никто не отменял. Но хочу обратить внимание на то, что с каждым годом положение в строительной сфере меняется. Понемногу, но неуклонно. И это тоже действие рыночных механизмов. Все в природе стремится к балансу – качнувшись вправо, маятник неизбежно впоследствии отклонится влево. И, кажется, такой момент близок.

Не буду приводить примеры и признаки приближающегося «разворота маятника» - их много. Но по российской традиции все это предпочитают не замечать вплоть до момента, когда «грянет гром». Конечно, в условиях «рынка девелоперов» никаких стимулов для проектирования и строительства действительно универсальных по доступности объектов нет. Сразу же отмечу, что реализация принципов Конвенции значимо увеличит себестоимость строительства, а значит, снизит и маржинальную прибыль застройщиков. Но это - на одной чаше весов. Чтобы понять, а что же лежит на другой чаше, обратимся к понятию «качественная городская среда».

В современных условиях город принято рассматривать как территорию под возможную застройку, где есть «инвестиционно-привлекательные участки и не очень». Девелопер по определению не может рассматривать город как единую связную организованную среду, у него другие задачи и это правильно. Тем не менее, в условиях глобализации, сложившегося уровня всемирного экономического развития, направленности общего вектора на удовлетворение потребностей граждан, качественная городская среда становится определяющим фактором удовлетворенности людей своей жизнью, а значит, прямо способствует привлечению в город, обладающий такой средой, широких масс активных деятелей. Что, в свою очередь, дает мощный толчок в развитии самого этого города.

В Европе и Америке еще в прошлом веке поняли, что невозможно более воспринимать город как набор построенных и строящихся объектов, плохо структурированных и несвязанных между собой. В этом случае, даже если с точки зрения экономических факторов в городе все в порядке, жизнь будет уходить из него. Теперь горожане не довольствуются лишь крышей над головой и куском хлеба в кармане. Времена изменились. Люди хотят иметь пространство для отдыха, занятий спортом и вообще иметь возможность перемещаться в городе удобно и комфортно. Характерен пример Липецка (ситуацию в Липецке в красках обрисовал модератор Круглого стола член-корреспондент Международной Академии архитектуры, действительный член Академии развития недвижимости Москвы и Московского региона, заслуженный архитектор РФ, Почетный архитектор РФ В.П. Коротаев, совсем недавно посетивший этот город и ужаснувшийся увиденному): активные жители покидают город, несмотря на наличие в нем современных производств. Все дело в недружественной некомфортной городской среде, отсутствии общественных пространств и как следствие, переходе большей части горожан в маломобильную категорию. Не в силу собственных физических кондиций, но в силу ограничений, диктуемых городской средой.

И это очень опасная тенденция – если незамедлительно не принять меры, Липецк в обозримом будущем рискует повторить печальный путь Детройта. Кстати, и появление «высотного пояса» (25-этажных домов) с высокой плотностью застройки вблизи городской границы Петербурга вызывает тревогу у городских и областных властей и экспертного сообщества. Слишком большая скученность людей приводит к перегрузкам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Что снижает качество пространства и может привести к появлению депрессивных территорий и в свою очередь негативно повлияет на город в целом.

Теперь об инвестиционной привлекательности как таковой. Очевидно, что любой инвестор заинтересован в прибыльности и сохранности своего бизнеса в долгосрочной перспективе. А это возможно лишь при условии, что «местное» население будет удовлетворено своей жизнью и не устроит в городе «второй Египет», где, как известно, экономика после начала беспорядков рухнула в разы, а все инвесторы попросту разбежались. Когда же в городе некуда пойти после работы, неудобно ходить по улицам даже обычным горожанам, не говоря уже о маломобильных группах населения, градус социальной напряженности будет все время повышаться. А риски инвесторов – пропорционально возрастать. Кстати, девелоперы – это те же самые инвесторы.

Подводя итоги, хочется отметить, что в короткой статье трудно дать всесторонний и качественный анализ наличной ситуации. Поэтому целью автора было скорее обозначить некоторые тенденции дальнейшего развития положения вещей. И отметить главное: пора перестать воспринимать себя как нечто обособленное, независимое от других людей. Все мы в одной лодке, все мы нужны друг другу, все вместе мы – как раз то, что называется общество. И должны всегда принимать во внимание общественные интересы. Одним из которых (и весьма значимым!) является создание качественной и доступной городской среды для всех, как основы дальнейшего устойчивого и долгосрочного развития общества.

Владислав Алыбин

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии