Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 12 марта 2015 в 11:03
29    45038

: Торговля правами в отрасли – что общего между межрегиональными квази-СРО и торговыми корпорациями?

Валерий Мозолевский

Незаслуженно забытая Национальными объединениями, его Советами и россыпью комитетов проблема коммерциализации саморегулируемых организаций в строительной отрасли обросла множеством заблуждений. С одной стороны саморегулируемое сообщество вроде бы остервенело пытается найти в рядах СРО коммерческие квази-саморегулируемые организации, а с другой – безуспешно «плавает в матчасти терминов и определений». Пришла пора разобраться в терминах и определениях.

 

Рассуждения о путях развития саморегулирования в областях экономики с обязательным членством неминуемо сводятся к коммерциализации деятельности СРО. Это именно та проблема, которая ускользнула из поля зрения Минэкономразвития Российской Федерации, специалисты которого разрабатывают проект Концепции развития саморегулирования в России. Эта тема порождаетмножество споров о том, что такое коммерциализация саморегулирования, и как сильно эта «раковая опухоль» поразила отрасль.

Реалии сегодняшнего дня говорят сами за себя – дальнейшее замалчивание проблемы коммерциализации саморегулирования в строительстве приведёт к реальному разрушению строительной отрасли, особенно в субъектах Российской Федерации. Законодательные пробелы в построении системы саморегулируемых организаций, в которых существуют сегодняшние СРО, будто специально оставлены для тотального распространения коммерциализации и постепеннойликвидации добросовестного построения и развития саморегулирования в строительной отрасли. Распространившаяся хроническая болезнь саморегулируемых организаций в строительной отрасли разрушает ещё только зарождающееся гражданское общество в этой области экономики.

В свою очередь, героические потуги идеологов законодательного пресечения коммерциализации ничем, кроме очередного сотрясания воздуха и отвода глаз властей от разрастающейся проблемы не заканчиваются. Так было в 2013 – 2014 годах с разрекламированной панацеей против коммерциализации СРО – принятие федерального закона № 113-ФЗ, который установил требования к информационной открытости саморегулируемых организаций. За прошедшие более чем полтора года Национальные объединения не мониторили исполнение этого закона саморегулируемыми организациями, поэтому волнения по этой теме ушли в забытьё. За прошедшее время после принятия этого закона, ни по одной СРО строительной сферы НОСТРОЙ или НОПРИЗ не передали материалы в Ростехнадзор и не создали обобщённые реестры информационной открытости всех СРО на сайтах НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

За прошедшее время ни НОСТРОЙ, ни НОПРИЗ как-то не выявили ни одной СРО, нарушающей требования так разрекламированного закона № 113. Аналогичная участь ждёт нынешнее усиление роли Национальных объединений, которые получили дополнительную возможность указывать Ростехнадзору на недобросовестных членов в связи с принятием очередного федерального закона № 359.

О том, что количество СРО с обязательном членством (а это, строительство, проектирование и изыскания) ничем не ограничено, что можно создавать их в каком угодно количестве, в каком угодно месте, в какое угодно время, без каких-либо ограничений, только доказывает отсутствиеСИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, что противоречит требованиям Указа Президента России Владимира Путина от 23 июля 2004 года № 824. Справедливости ради стоит отметить, что и та, и другая инициативы могли бы стать результативными мерами в борьбе с коммерциализацией. Ведь на этапе обсуждения у саморегулируемого сообщества были здравомыслящие идеи по созданию конкретных механизмов – к сожалению, все они были заблокированы ещё на этапе законодательных инициатив. Такое впечатление, что действует какая-то мистика. Помните крылатое выражение: «Хотели как лучше, получается, как всегда».

Таким образом, пока законодатели продолжают прислушиваться к лоббистам системы по выкачиванию денег из регионов России в пользу столичных хозяев коммерческих (офшорных) СРО, а Советы Национальных объединений концентрируют внимание на совершенно номинальных СРО, чья ликвидация ровным счётом никак не отразится на общем уровне коммерциализации, квази-саморегулируемые межрегиональные организации продолжают делать сверхдоходный бизнес там, где должно быть реальное регулирование отрасли.

Фактически, нынешнее построение саморегулирования привело к тому, что Свидетельства СРО о допусках стали рыночным продуктом (товаром) с неслыханной последующей рентабельностью. Важно понимать, что Свидетельство СРО о допуске к выполнению работ, из разрешительного документа, давно превратилось в жизненно необходимый товар двойной пользы для строительных и иных организаций. С одной стороны свидетельство о допуске СРО открывает двери на строительный рынок, с другой стороны, Свидетельство СРО является практически единственным документом для получения права участия в государственных (муниципальных) закупках и при проведении многих финансовых операций.

Хочешь работать в сфере строительства – будь добр получи свидетельство СРО о допуске в бизнес. Понимая это, коммерческие СРО мастерски изловчились преподносить этот товар в «лучшем виде». Руководителю новой компании, зарегистрированной в последние годы и желающей заниматься строительным бизнесом, есть из чего выбирать, не в пример тем участникам рынка, которые застали переход от лицензирования к саморегулированию. К выбору компаний-покупателей от посредников (агентов) коммерческих квази-СРО целый набор услуг и документов: «свидетельства за 1 день», «копия свидетельства через час после обращения и оплаты наличными», услуги по подбору документов, представление «мёртвых душ» вместо необходимых квалифицированных специалистов, подложные «корочки» свидетельств о повышении квалификации на «мёртвые души» специалистов, сертификаты ISO (о которых детально мы погорим чуть ниже), а также всесторонняя клиентоориентированность.

Коммерческие квази-СРО действуют абсолютно по правилам предпринимательского мира. Бизнес от саморегулирования превратился в сверхприбыльную деятельность, которая приносит своим основателям баснословную прибыль на ничем не подтверждённых и фактически пустых Свидетельствах СРО о допусках.

Неслыханные маркетинговые бюджеты, окутывающие тотальным рекламным давлением строителей и просто желающих погреть руки на участии в закупках со всей России, агрессивно работают на то, чтобы даже действующие члены добросовестных СРО переходили в другие, клиентоориентированные коммерческие квази-СРО. Для этого коммерсанты придумывают массу стратегических и незаконных способов и аргументов. Яркий пример – беспроцентная рассрочка в компенсационный фонд на годы и бонусы при покупке Свидетельств СРО о допусках.

В настоящее время структура, организационные схемы создания межрегиональных саморегулируемых организаций, полностью скопированы с правил построения КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, а именно:

– регистрироваться можно где угодно;

– регистрироваться можно когда угодно;

– регистрировать можно сколько угодно СРО строителей (неограниченное количество СРО строителей);

– СРО имеет возможность бесконтрольно выпускать весьма ценный и имеющий спрос «товар» под именем – Свидетельство о допуске к работам (допуск на рынок строительных работ);

– спрос на этот «товар» повышается, потому что только его, по глупым и никому не понятным правилам в России, достаточно купить любому лицу, чтобы получить абсолютное (!)  право участвовать в государственных и муниципальных закупках в строительстве;

– для продвижения этого «товара» (Свидетельства о допусках) на рынке межрегиональные (коммерческие по построению) квази-СРО используют весь арсенал продвижения на рынке, а именно: через дилерскую сеть (филиалы этих квази-СРО в любом субъекте Федерации), посредников разного масштаба: юридические и консультационные фирмы; частных агентов во всех городах России, агрессивную рекламу на любых сайтах интернета, постоянные почтовые рассылки по всем электронным адресам всем строительным организациям России и т. п.;

– сегодняшняя система разрешает всем коммерческим (межрегиональным) квази-СРО продавать свой «товар» на всей территории России: от Камчатки до Крыма, от Калининграда до Сахалина. Таким образом, эти межрегиональные квази-СРО «ПЫЛЕСОСЯТ» всю Россию, распространив свои щупальца по всей территории и высасывая из регионов страны (обедняя регионы) членский состав, интеллектуальные силы, финансовые средства (членские взносы).

– кроме того, этот «товар» коммерческих квази-СРО имеет большой спрос в других регионах России у самих недобросовестных потенциальных участников строительного рынка, так как такие квази-СРО продают свои Свидетельства по небольшой цене, со скидками (SALE), с бонусами (бесплатно передают им «фантики» под названием «сертификаты ISO – 9001», «мёртвых душ», вместо наличия у них квалифицированных с определённым стажем работы специалистов, «корочки» Свидетельств о якобы повышении квалификации этими «мёртвыми душами» и прочие «гадости», на что «ведутся» недобросовестные покупатели, становясь, ЯКОБЫ ЛЕГАЛЬНЫМИ участниками строительного рынка;

– эти недобросовестные коммерческие квази-СРО используют правило, когда Свидетельство о допуске становится фактом приёма такого недобросовестного участника рынка в это квази-СРО строителей. После этого, член такого, фактически ПРЕСТУПНОГО квази-СРО, начинает регулярно платить в эту СРО членские взносы. Постоянно, а при этом само такое квази-СРО на него больше ничего не тратит.  Норма прибыли при этом у таких криминальных коммерческих квази-СРО достигает 1.500 процентов годовых! Это, по нашему мнению, намного больше, нежели рентабельность торговли наркотиками (поэтому, возникает вопрос, а не используются ли таким образом добытые деньги на подпитку криминалитета?);

– огромное количество недобросовестных участников строительного и финансового рынка покупают Свидетельства у таких межрегиональных квази-СРО, потому что они используют эти операции, как уход в ОФШОРЫ, куда они прячутся из субъектов Федерации. Только поэтому они не вступают в СРО строителей своего субъекта Федерации! 

 

ПИРАМИДЫ ОФШОРНОГО КВАЗИ-САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Само построение, стратегия и тактика деятельности коммерческих квази-СРО ничем не отличаются от деятельности крупных предпринимательских корпораций.

На вершине этой пирамиды – коммерческая квази-СРО с её учредителями (собственниками) и совсем небольшим аппаратом – своего рода головной офис по консолидации денежных потоков.

Филиалы этой квази-СРО – являются её представительствами в субъектах Федерации, своеобразными головными дилерскими центрами, функционирование которых позволяет коммерсантам от саморегулирования дистанционно осуществлять деятельность по приёму новых членов в других субъектах Федерации.

Разбросанные по всей России посредники – юридические компании, работающие по агентским договорам – дилеры, получающие оговорённый процент от каждого привлечённого члена. Такие посредники используют агрессивные рекламные технологии по продвижению «товара» квази-СРО и для привлечения новых членов в «свои» квази- СРО.

Аналогичные функции у самостоятельных агентов-индивидуалов. Такого рода агент может с лёгкостью совмещать реализацию свидетельств (будем называть вещи своими именами) с продажей строительных материалов или торговлей гербалайфом. Методики неизменны, меняется только товар. Такие «специалисты» наводнили страну, работают практически в каждом малом, среднем и большом городах России с клиентами персонально. Они постоянно сканируют все реестры налоговых служб регионов и сразу начинают работать с потенциальными клиентами, которые заявляют строительную деятельность при регистрации.

Вся система посредников коммерческих квази-СРО буквально пылесосит всю Российскую Федерацию и поставляют свой «мусор» в реестры коммерческих квази-СРО строителей, проектировщиков, изыскателей чаще всего с подложными документами на специалистов, необходимых для обоснования соответствия требований для получения реальных Свидетельств о допуске.

Таким образом, квази-СРО, использующие вышеприведенные технологии, являются чисто коммерческими организациями и поэтому должны быть ликвидированы, в соответствии с федеральным законом. Никакого отношения к саморегулированию в строительной сфере деятельности такие организации не имеют и не могут находиться в реестре СРО Ростехнадзора.

 

ФИЛИАЛЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Филиалы межрегиональных СРО заслуживают отдельного внимания.

Удивительно, что их деятельность до сих пор не привлекала серьёзного внимания со стороны Национальных объединений и контролирующих органов, которые буквально игнорируют их существование.

На деле же филиалы СРО несут зачастую отрицательную роль в вопросах развития саморегулирования. Под вывеской СРО, в большинстве случаев, деятельность таких подразделений СРО сводится исключительно к приёму новых членов в субъектах Федерации их нахождения. Филиалы являются не самостоятельными юридическими лицами, не имеют полноценного штатного состава и не могут осуществлять полноценную работу, как саморегулируемые организации.

Все членские взносы от членов СРО из субъектов Федерации, где расположены филиалы перечисляются в головные офисы межрегиональных СРО. При этом, чем большее количество филиалов в субъекте Федерации, чем больше строительных организаций данного субъекта Федерации являются членами межрегиональных СРО в других субъектах Федерации, тем больший объём финансовых средств безвозвратно выводится из экономики региона и направляется в другой центр – в головной офис «саморегулируемой коммерческой корпорации» другого субъекта Федерации.

При этом, региональная саморегулируемая организация данного субъекта Федерации лишается интеллектуальных и финансовых ресурсов, которые должны направляться на развитие строительного комплекса этого региона и на защиту законных интересов и прав всех участников строительного рынка субъекта Федерации и их потребителей, что противоречит законным интересам жителей данного субъекта Федерации и всех строительных компаний региона.

По тому же принципу размещаются средства компенсационного фонда – филиал не уполномочен принимать соответствующие решения, поэтому от того, останутся деньги в банках субъекта Федерации или же направятся в «головной офис» решает правление подобных СРО. В подавляющем большинстве случаев, средства компенсационного фонда коммерческих СРО концентрируются на счетах тех банков, где это выгоднее руководству (собственникам этих СРО). И зачастую депозитный процент и надёжность банков не играет решающий роли в принятии решения о размещения средств компенсационного фонда.

А что же с выполнением функций, которые возлагает на саморегулируемое сообщество президентский Указ 2003 года и последующие указания, а именно – функционирование СРО как инструмента развития гражданского общества в субъектах Федерации, как приоритетного направления реформирования административной реформы на всех уровнях государственной власти РФ?

Может ли филиал межрегиональной СРО, чьи члены сконцентрированы на территории региона, выполнять эти функции? Из-за того, что филиалы напрямую зависимы от головного офиса СРО и, по большому счёту, принимают пассивную позицию, не участвуя в работе с органами власти, контроля и надзора в регионе, они не могут обеспечить членам в пределах субъекта Федерации, полноценную поддержку и защиту их законных интересов и прав.

Не следует забывать, что добросовестные СРО значительную часть своей деятельности отводят работе с членами, взаимодействию с органами власти субъекта Федерации и муниципалитетов, компетентному участию в формировании отраслевой политики. Именно добросовестные СРО, тесно работая со строительным сообществом в пределах субъекта Федерации, чутко ощущают необходимость в создании тех или иных региональных и муниципальных нормативных документах, а после – самостоятельно их разрабатывают и представляют региональным органам власти. Филиалы СРО не имеют для выполнения подобных функций ни достаточного квалифицированного кадрового состава, ни информационной возможности, ни собственных информационных ресурсов.

 

ISO НЕ ВСЁ!

 

Главная задача коммерческих квази-СРО – максимально приумножить свой членский состав и доход. В последнее время наметилась тенденция – в довесок к продаже Свидетельств СРО о допусках, коммерческие квази-СРО начали навязывать сертификаты ISO-9001 в качестве бонусов.

Международный бренд – сертификат ISO-9001, по пылким заявлениям агентов (представителей филиалов или менеджеров коммерческой квази-СРО), распахнёт двери крупных строительных организаций для субподрядов, даст несокрушимое конкурентное преимущество и в целом, сулит массу благ для компании. В рекламе подчёркивается, что всё абсолютно легально и даётся в подарок, в виде выгодного бонуса новым членам.

Эксплуатация международного бренда сертификации качества управления уже привела к деградации документов сертификации по стандартам ISO в России. Компании, добросовестно получившие сертификат ISO-9001, и которые регулярно подтверждают право его использовать, с ужасом сталкиваются с «коллегами», получившими такие же документы буквально задарма. Правда, специалисты сертификации всегда отличат настоящий сертификат по стандарту ISO от подделок, которые в качестве «бонусов» «дарят» коммерческий квази-СРО.

Важно то, что для коммерческих квази-СРО сертификаты ISO являются не только маркетинговым, но и стратегическим ходом. Фактически купив Свидетельство СРО о допусках и получив в довесок сертификат ISO, новоиспеченный член такой межрегиональной квази-СРО зачастую не догадывается, что каждый из полученных документов в дальнейшем потребует от него дополнительных отчислений на как бы подтверждение соответствия ему. Часто такие межрегиональные квази-СРО во внутренних документах прописывают обязательность наличия и подтверждения соответствия этим сертификатам, чего никогда не знают будущие члены этого квази-СРО при покупке Свидетельства СРО о допусках.

Таким образом, подобные уловки служат ещё и дополнительным способом привлечения и будущего обогащения собственников (хозяев) такой межрегиональной коммерческой квази-СРО. Для них это вдвойне выгодно, а для строительной отрасли – губительно.

 

***

Анализируя все вышеизложенное, следует понимать, что правила рынка в структуру саморегулирования в строительстве не проникали – они изначально предусмотрены из-за законодательных пробелов. Именно поэтому бытует тотальное заблуждение о необходимости и о пользе конкуренции между СРО в строительной отрасли.

Конкуренция – явление сугубо предпринимательское, коммерческое и исходя из первоначальной миссии саморегулирования, к отношениям между саморегулируемыми организациями и внутри них не может применяться.

В нынешних законодательных условиях не существует территориальных границ для членского состава каждой СРО строителей, поэтому строительный комплекс буквально брошен на растерзание всем коммерсантам – руководителям межрегиональных СРО строителей страны. Конкуренция межрегиональных СРО за членский состав – основа стихийной деятельности и финансового процветания коммерческих межрегиональных квази-СРО.

Задайте себе вопрос – может ли быть конкуренция за членский состав между региональными отделениями Торгово-промышленной палаты или Народного фронта? Здоровый соревновательный дух, обмен опытом – да, но не конкуренция. А между региональными отделениями одной политической партий в вопросах членского состава? Ведь, и они финансируются за счёт взносов членов партийной организации. Может ли сторонник «Единой России» из Архангельска вступить в региональное отделение партии в Санкт-Петербурге или на Сахалине? Ответы очевидны.

Не устанавливая территорий (границ) влияния, законодатель буквально кинул клич руководителям коммерческих квази-СРО – «Идите и обогащайтесь», «Бейтесь за членский состав от Камчатки до Калининграда», «Чем больше Свидетельств продадите, тем больше будет ваш постоянный бюджет». Не исключено, что под давлением лоббистов законодатель тем самым невольно дал старт тотальной коммерциализации саморегулируемых организаций в строительной отрасли России.

В нынешних условиях в субъектах Федерации может возникнуть ситуация, при которой желание зарегистрировать объединение работодателей в сфере строительства появится одновременно у нескольких организаций.

Однако ни одна межрегиональная саморегулируемая организация строителей не может одновременно стать региональным объединением работодателей, так как в этом случае межрегиональность СРО будет противоречить нормам регионального объединения работодателей. В этом случае может возникнуть конфликт интересов между организацией и членами СРО, которые зарегистрированы в других субъектах Федерации.

Поэтому сейчас это разумное стремление СРО стать и объединением работодателей – не может быть реализовано.

Мы верим, что приходит постепенное понимание того, что регионализация – установление границ деятельности и членского состава СРО с обязательным членством, а тем более с делегированием государством разрешительных и контрольных функций, является единственно верным путём для остановки и ликвидации такого позорного явления в становлении саморегулирования в строительной отрасти, как коммерциализация и недобросовестность, ведущая к грубейшим нарушениям Федеральных законов, правил и стандартов саморегулирования.

Считаем, что существующее положение, когда на шестом году становления саморегулирования в строительной отрасли НЕ ПОСТРОЕНА СИСТЕМА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, что предусмотрено в Указе Президента России Владимира Путина от 23 июля 2003 года № 824, недопустимо и подлежит максимально скорому изменению (перезагрузке).

Помимо этого, за прошедший период времени качественных изменений и преимущества саморегулирования в строительной отрасли не почувствовало и большинство строительных организаций. Мы уверены, что больше половины участников строительного рынка, как раньше доставали лицензии, так и сегодня продолжают доставать (покупать) Свидетельства о допусках, не задумываясь над тем, что они вступают в саморегулируемую организацию.

Особого внимания заслуживает то, что во многих субъектах Федерации вообще не созданы саморегулируемые организации в сфере строительства, особенно в сфере изысканий и проектирования. Одно только это ставит под удар реализацию президентских поручений, направленных в конечном счёте на содействие развитию гражданского общества на всей территории России и на реформирования административной системы во всех субъектах Российской Федерации.

Наряду с этим во многих крупных субъектах Федерации наблюдается обратная картина, при которой на одной территории создано несколько или несколько десятков СРО. Финансовые и интеллектуальные ресурсы строительного комплекса этих регионов распыляются на две, три, а то и десятки СРО, которые в свою очередь тратят большую часть потенциала на конфронтацию и на непонятную конкуренцию за членов СРО между собой. В современных условиях, это явление всё чаще неверно называют поддержанием конкуренции. Правда, при этом никто не задумывается над тем, а что является предметом конкуренции? Ведь конкуренция может быть при продвижении товаров, работ и услуг коммерческими организациями на рынке.

Имея несколько СРО в одном субъекте Федерации органы региональной власти попросту не знают, с кем и в каком порядке с ними взаимодействовать. Не имея единых взглядов по существу отраслевых проблем, раздробленное саморегулируемое сообщество в этих субъектах Федерации не воспринимается в глазах властей консолидированной деловой общественностью, призванной отстаивать законные права и интересы бизнеса и защищать интересы потребителей продукции своих членов.

И поэтому мы видим необходимость перезагрузки саморегулирования, которая должна очиститься от коммерциализации путём его регионализации и построения чёткой системы саморегулируемых организаций в строительной отрасли в России.

В противном случае, коммерциализация процессов и незаконное обогащение за счёт прямой продажи свидетельств о допусках к выполнению строительных работ и через это привлечение всё большего количества плательщиков взносов в офшорные коммерческие межрегиональные квази-СРО, может привести к деградации строительных, проектных и изыскательских организаций и постепенному разрушению строительного комплекса, в первую очередь в субъектах Федерации и в муниципалитетах.

Наша общая задача – волевым решением саморегулируемого сообщества и государства России пресечь дальнейшую коммерциализацию саморегулируемых организаций и приступить к построению и развитию реального саморегулирования в строительной отрасли России.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии