Господа, относительно коммерческой деятельности НОСТРОЙ: что за тряска за этим? Кто не может обойтись без коммерции? Сейчас НОСТРОЙ занимается некоторыми проектами, что Вы стали взносы меньше платить? Нет, нет и нет.
Ведь необходимо понять, что НОСТРОЙ – не НКО, не обычная некоммерческая организация. Посмотрите в законе: кто организует НКО?
1. Общественные религиозные организации, Общины КМН, Казачьи общества - организуются гражданами.
2. Фонды – не имеющая членства НКО, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами, на основе добровольных имущественных взносов.
3. Государственные корпорации – не имеющая членства НКО, учреждённая РФ.
4. Государственная компания – НКО, не имеющая членства и созданная РФ.
5. Некоммерческие партнёрства – частные и (или) юридические лица.
И только в части 2-й статьи 11 записано, что НКО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) НКО. А это как раз и есть НОСТРОЙ, только ещё и описанный в Градостроительном кодексе. По смыслу это ассоциация (союз), а по форме – НКО с особым устройством. Но на НОСТРОЙ должны распространяться правила Ассоциаций.
А теперь, внимание: часть 1, ст. 11: «Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ». Т.е. коммерции – ни-ни! И только не надо искать лазейки, потому что возникают вопросы: кому это надо и чей в этом интерес?
К тому же есть ясное решение Конституционного суда. КС практически указал, что на руководителей и служащих СРО и НОСТРОЙ распространяются обязанности и ограничения как на госслужащих. Вы, наверное, знаете, что этот вопрос сейчас будируется и в правительственных структурах.
Саморегулирование в строительстве – это легитимное регулирование строительного рынка в сфере строительной деятельности строительным сообществом с чётко регламентированным участием государства. Многие представители системы саморегулирования в строительстве, органов власти и управления совершенно неправомерно оперируют выражением «замена государственного регулирования саморегулированием». Необходимо чётко понимать, что в данном случае речь идёт о государственном регулировании особым способом.
Государство свои функции не «делегирует» саморегулируемым организациям, так как при делегировании своих функций государство должно передавать и средства на их исполнение. Наделение СРО строителей (проектировщиков, изыскателей) государственными полномочиями по отношению к своим членам, которое характерно для вертикальных правоотношений, является особым способом государственного регулирования строительной сферы.
Мы в данном случае имеем дело с процессом децентрализации или дерегулирования деятельности, направленным на совершенствование отношений с использованием потенциала рыночной экономики, выражающегося в устранении воздействия государства на рыночные отношения. В интересах общества государство наделило саморегулируемые организации собственными полномочиями и функциями.
При этом государство не отказывается от своих полномочий по установлению правовых основ единого рынка и по влиянию на содержание правовых норм, принимаемых СРО строителей – посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом.
Конституционный суд РФ указал (Постановление КС РФ №12-П от 19 декабря 2005 года), что возложение на СРО такой функции, как контролирование профессиональной деятельности своих членов в части соблюдения требований законодательства РФ и установленных СРО правил профессиональной деятельности члена, является результатом определённой модификации контрольной деятельности государства. Государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.
Институт саморегулирования в строительстве является институтом публичного права, так как он создан и интегрирован в государственные структуры законодателем, а не частными лицами. Для осуществления задач, которые государство поставило перед саморегулированием в строительной сфере, СРО строителей пользуется, в соответствии с законом, очень широкими правами, сравнимыми, в том числе, с административными (наделение правом и лишение права заниматься строительной деятельностью) и дисциплинарными, и использует, в связи с этим, процедуры, свойственные публичной власти.
Саморегулируемые организации в строительной сфере, как и во многих других сферах экономической деятельности, выполняют важные публично-правовые функции, преследующие цель защиты прав других лиц (потребителей). И по этой причине эти организации интегрированы в государственную структуру.
Вмешательство государства в процесс саморегулирования, как указал в своём решении от 03.04.2001 по жалобе № 44319/98 года Европейский суд по правам человека, необходимо, в том числе, для придания правилам и стандартам саморегулирования обязательного властно-принудительного характера.
Учитывая изложенное, саморегулирование, интегрированное в государственное управление (как и само государственное управление), не может быть «коммерциализировано».
Этим способам управления экономическими процессами присущи одинаковые болезни (коррупция, сговоры, откаты и прочие) при выполнении отдельных функций управления или, в случае взятия субъектами управления на себя, не предусмотренных законом процессов, функций или прав.
Из-за невозможности и, зачастую, бессмысленности контроля в нашей стране мы не можем разрешать НОСТРОЙ создавать отдельные юридические лица для ведения коммерческой деятельности.
НОСТРОЙ осуществляет свою деятельность за счёт взносов и процентов от размещения остатков на счетах. Точка. Тот, кто хочет заниматься коммерцией на базе НОСТРОЙ, должен быть немедленно освобождён от работы в Объединении.
Считаю, что необходимо прекратить этот базар, а кому неймётся – тому должен быть заказан вход в число сотрудников или руководителей НОСТРОЙ (кстати, и во все СРО).
Другой вопрос: как при такой трактовке Конституционного суда получается, что НОСТРОЙ так робко работает с органами власти, надзора и управления? Почему? Почему всё время слышен разговор об отсутствии каких-то полномочий? Их, кстати, всегда чиновникам почему-то не хватает.
Да и зачем нам все возможные полномочия? Достаточными для решения всех возникающих у нас вопросов обладаем мы – СРО и НОСТРОЙ, а остальными необходимыми полномочиями владеют надзорные, контрольные, властные органы разных уровней, общественные организации и СМИ, формирующие общественное мнение. Почему мы не используем для наведения элементарного порядка все уже имеющиеся ресурсы – наши собственные и ресурсы страны?
Что для этого необходимо? Только желание, воля, решимость и настойчивость, постоянство.
Если мы, согласно закону, работаем на качество и безопасность объектов капитального строительства, отвечаем за это перед законом (в том числе, материально), почему же тогда организационные и технические вопросы, касающиеся строительной отрасли, деятельности членов саморегулируемых организаций, самих СРО и НОСТРОЙ, зачастую пытаются решать без нас?
Мы выросли из коротких штанишек давно. Мы хотим и готовы работать на благо страны.
Это моё мнение и мои вопросы, остающиеся пока без ответов. Об этом я писал и говорил в своих выступлениях на практически всех съездах СРО строителей и на всех форумах развития саморегулирования все эти годы, написал и ознакомил подробнее всех руководителей СРО строителей в январе – феврале 2013 года в своих первых частях исследования развития саморегулирования.
Обращаюсь ещё раз.
Валерий Мозолевский