Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2024 / 11 / 18 /
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 15:51
0    79

Что скрывается в новом законопроекте Минстроя России об усилении ответственности саморегулируемых организаций и их Нацобъединений?

Министерство строительства и ЖКХ РФ подготовило проект закона, направленный на усиление ответственности СРО и Национальных объединений за результаты деятельности их членов. Но почему-то главное строительное ведомство страны до сих не представило сообществу сам документ. С подробностями – наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга.

***

Пока известны комментарии двух чиновников Минстроя России. Так, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Муценек сказал: «На основании проведённого мониторинга мы увидели несколько точек роста, принципиально значимых для повышения качества работ, защиты интересов граждан и дальнейшего развития саморегулирования в строительстве. Основной приоритет здесь – повышение ответственности самих СРО за результаты деятельности своих членов... Основная задача изменений – обеспечение допуска на рынок только квалифицированных подрядчиков».

А директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский дополнил: «Предлагаемые изменения носят комплексный характер и охватывают весь институт саморегулирования в строительстве. Законопроектом предусмотрено усиление ответственности не только СРО, но и Национальных объединений. В рамках федерального государственного контроля у Минстроя России появятся полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении Национальных объединений, а также дополнительные основания для привлечения их участников к административной ответственности».

Минстрой отмечает, что, по результатам проведённого мониторинга, до настоящего времени все 452 саморегулируемые организации, осуществляющие деятельность в сфере строительства, проектирования и изысканий, не использовали своё право устанавливать дополнительные основания для отказа в приёме в члены и исключения их из состава участников СРО, а также предъявляли к ним только минимальные установленные требования.

Принудить СРО действовать более сурово предполагается за счёт широкого применения к саморегулируемым организациям мер административной ответственности.

Например, законопроектом вводится административная ответственность за приём в состав саморегулируемой организации лица, не соответствующего установленным требованиям, а также за непринятие мер по исключению такого лица из СРО. Также административная ответственность предполагается за нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия и нарушения при проведении проверки деятельности своих членов.

Таким образом, у Ростехнадзора появятся новые основания для привлечения СРО к ответственности, в том числе планируется добавить возможность дисквалификации руководителей организаций на срок от одного года до трёх лет за повторные нарушения.

Для усиления профилактики нарушений обязательных требований Минстрой России наделяется полномочиями по направлению в Национальные объединения обязательных к исполнению уведомлений о недопустимости нарушения установленных требований участниками строительства.

И самое важное: законопроектом предлагается упростить процедуру исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций. Минстрой хочет отменить ныне существующий механизм исключения сведений о СРО, который предполагает проведение проверок и Нацобъединениями, и РТН. Законопроектом предлагается исключить такое дублирование и определить, что Ростехнадзор на основании заключения Национального объединения сможет принять соответствующее решение во внесудебном порядке без проведения внеплановой проверки. К основным нарушениям будет отнесено несоответствие количества членов СРО, размера компенсационного фонда и нарушений регионального принципа формирования.

Кроме того, для стимулирования саморегулируемых организаций к добросовестному выполнению своих функций предусмотрено введение неких федеральных стандартов, которые будут содержать требования к членству в СРО и проведению контроля за деятельностью участников, расширенный перечень оснований для отказа в приёме в состав саморегулируемой организации и исключения из её членов, а также перечень мер дисциплинарного воздействия. Видимо, речь идёт о чём-то, вроде, СТО НОСТРОЙ на деятельность саморегулируемых организаций, но только имеющих силу федерального нормативного документа.
Ещё одним действенным инструментом в организации текущего контроля СРО за деятельностью своих членов станет введение обязанности участника саморегулируемой организации уведомлять СРО не только о совокупном размере обязательств по договорам, как это установлено сейчас, но и о заключённым конкурентным способом договорам подряда, а также соглашениям к ним. Собственно, на необходимости этой меры уже давно настаивали сами же саморегуляторы, которым необходимо контролировать риски использования компфондов обеспечения договорных обязательств.

Минстрой завершает свои объяснения на официальном сайте, заявляя, что «сейчас законопроект отрабатывается с экспертным сообществом и проходит процедуры межведомственного согласования». Впрочем, какое конкретно сообщество подразумевают чиновники – совершенно непонятно.

Для саморегуляторов новый проект закона стал буквально громом среди ясного неба. Ранее необходимость ужесточения административных мер никто не анонсировал и даже слухи такого рода в широкие массы не просачивались. Более того, не слышно, чтобы где-то, хотя бы на уровне НОСТРОЙ или НОПРИЗ проходили открытые обсуждения министерских инициатив. Впрочем, что говорить, если даже текст нового документа пока является для саморегуляторов, строителей, проектировщиков и изыскателей тайной. Видимо, Минстрой ведёт свои консультации среди какого-то уж очень узкого и заинтересованного «экспертного сообщества».
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии