На прошлой неделе, а именно 10 октября руководители двух сахалинских СРО – Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) и Ассоциации «Региональное отраслевое объединение работодателей – саморегулируемая организация в области строительства «СпецСтройРеконструкция» (Ассоциации «СпецСтройРеконструкция», СРО-С-108-11122009), а также члены Правления Ассоциации «Сахалинстрой» рассмотрели пакет вопросов в рамках предстоящей встречи с главой региона. С подробностями – наш добровольный эксперт из столицы островной губернии.
***
Стоит отметить, что большинство представленных на обсуждение членам Правления Ассоциации «Сахалинстрой» вопросов, были ранее не единожды озвучены её генеральным директором Валерием Мозолевским на рабочих группах при Правительстве Сахалинской области и на Инвестиционном Совете при губернаторе Валерии Лимаренко в течение 2023-2024 годов. Однако, как говорится, воз и ныне там.
Например, Ассоциация «Сахалинстрой» считает, что проектное управление в сфере строительства в регионе до сих пор не выстроено, а взаимодействие между участниками реализации проектов не достигнуто. Есть, конечно, положительные моменты – ситуация улучшается в части объектов капитального строительства, внесенных в АИП (Адресная Инвестиционная Программа).
Поэтому Ассоциация предлагает Правительству Сахалинской области разработать и утвердить Положение (Стандарт) организации проектного управления в сфере строительства с описанием взаимодействия участников реализации проектов строительства и капитального ремонта в регионе с использованием системы ИСУП и распределённых сред общих данных (СОД) на уровне всех бюджетных технических заказчиков.
Тема создания Единой службы технического заказчика на Сахалине также актуальна. По мнению Ассоциации «Сахалинстрой», областная Дирекция по строительству функции технического заказчика в полной мере не выполняет.
«Это всё не работает – не может быть на объекте два технических заказчика. Область должна не деньги давать муниципалитету, а построить школу. В обязанности областного Единого технического заказчика должно быть передано строительство и реконструкция всех областных и муниципальных объектов капитального строительства. Муниципальные объекты капитального строительства после ввода их в эксплуатацию должны передаваться в муниципальную собственность в установленном порядке», – высказал позицию саморегулируемой организации Валерий Павлович.
До настоящего времени в области нет решения, какой же орган исполнительной власти осуществляет выработку и реализацию региональной политики и нормативного правового регулирования в сфере строительства. Сегодня Министерство строительства региона формирует политику только в области строительства объектов. Политика в области капремонта МКД более или менее регулируется Министерством ЖКХ Сахалинской области. Реконструкция и капитальный ремонт социальных и образовательных учреждений в ведении профильных министерств области, специалисты которых имеют совершенно иные задачи, не связанные со строительством.
Ассоциация «Сахалинстрой» предлагает однозначно определить, что Министерство строительства Сахалинской области обязано в полной мере исполнять функции выработки региональной политики в сфере строительства на территории Сахалинской области на всех этапах жизненного цикла проектов – инициации проектов, планирования их, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства. При необходимости нужно внести изменения в Положение о Министерстве строительства Сахалинской области для единого понимания данных функций этого ведомства.
Вопрос консервации остановленных строительством объектов тоже требует решения со стороны Правительства региона. Сегодня некоторые заказчики пытаются привлечь подрядные организации к ответственности и взысканию убытков, возникших из-за непроведения заказчиком мероприятий по консервации недостроенных (оставленных строительством) объектов. Проблема актуальна, так как НПА о Порядке консервации объектов в Сахалинской области отсутствует. Необходимо разработать Регламент консервации остановленных строительством объектов, организации их охраны и обслуживания во время консервации, а также о порядке расконсервации остановленных строительством объектов для продолжения их строительства.
Генеральный директор Ассоциации «СпецСтройРеконструкция» Владимир Литвинов подтвердил, что тема консервации злободневная для строительного сообщества. Только в 2023 голу в области законсервировано 47 объектов на сумму 124 миллиардов рублей.
Впервые в список вопросов губернатору заявлена тема развития среднего профессионального образования в сфере строительства. Она обусловлена необходимостью улучшения условий получения средне специального образования. Так, саморегуляторы предлагают областному Правительству рассмотреть возможность строительства на территории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства» дополнительного корпуса общежития и дополнительного учебно-производственного корпуса с оборудованием столовой, зрительного зала, а также необходимых учебных и производственных площадей.
Второе предложение – рассмотреть возможность создания Центра технологий информационного менеджмента (ЦТИМ) в Сахалинской области с целью внедрения и развития технологий информационного моделирования на всех стадиях жизненного цикла проектов.
Владимир Литвинов также добавил, что области крайне необходим ещё и учебный полигон для практики студентов строительных специальностей. Например, для машинистов башенного крана.
Член Правления Ассоциации «Сахалинстрой» директор Технического нефтегазового института СахГУ Константин Строкин предложил рассмотреть ресурсы Передовой инженерной школы для создания ЦТИМ.
Надо отметить, что вопросы к губернатору споров у членов Правления Ассоциации «Сахалинстрой» не вызвали, хотя заседание прошло в «горячем формате» – слишком много наболевших вопросов накопилось. Владимир Литвинов активно участвовал в обсуждении каждого вопроса и предложил структурировать взаимодействие с органами власти в более кратком формате, используя конкретные примеры действий (бездействия) уполномоченных лиц органов власти, оказывающих отрицательное административное давление на строительный подрядный бизнес.
В финале Владимир Иванович от имени строителей Ассоциации «СпецСтройРеконструкция» поддержал и согласовал представленный пакет вопросов и предложений по их решению.
Документ 11 октября направили в Министерство строительства Сахалинской области для рассмотрения и вынесения на повестку встречи губернатора Сахалинской области с представителями строительного сообщества региона.
С пакетом вопросов и предложения сахалинских саморегуляторов можно ознакомиться по этой ссылке.