Данный профессиональный стандарт будет распространяться практически на все должности в саморегулируемой организации – от секретарей и делопроизводителей до руководителей СРО, в связи с чем каждой должностной группе присваивается свой квалификационный уровень от 5-го до 7-го. На это обратил внимание наш добровольный петербургский эксперт, которому мы и передаём слово.
***
Если внимательно присмотреться, то получается, что для СРО прописали также и возможную штатную структуру:
- специалист по приёму и оформлению документов (специалист по ведению реестра);
- специалист по размещению информации (специалист информационного отдела);
- специалист контрольного отдела (специалист контрольного органа);
- специалист аналитического отдела (специалист-аналитик);
- юрист (все возможные должности);
- исполнительный орган СРО (различные должности).
Вместе с тем, всем категориям специалистов прописали повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.
Обеспечение применения мер дисциплинарного воздействия относится к трудовой функции специалистов контрольных органов СРО (3.3.5) Обеспечение функционирования специализированных органов СРО также на специалистах по контролю (3.3.6). Если с обеспечением функционирования контрольного органа СРО понятно почему возлагаются функции на его специалистов, то по функционированию органа по применению мер дисциплинарного воздействия к членам СРО, не то что возникают вопросы, а явное непонимание, так как данная деятельность относится более к области применения права, включающего не только законодательство Российской Федерации, но и внутренние документы СРО.
Юристам также прописали необходимые знания – юридических норм осуществления предпринимательской деятельности члена СРО. Если честно, то такого термина многие юристы СРО и не припомнят, так как в вузах обучали, что в Российской Федерации есть нормы права, морали, правила делового оборота.
Надо сказать, что получился довольно интересный документ, который, несомненно, всем СРО придётся применять уже в следующем году. Теперь давайте подумаем, а для чего и для каких целей издаются такие документы?
Неоднократно высшие должностные лица в Российской Федерации на различных мероприятиях уже заявляли об ответственности СРО за деятельность своих членов. Это вызвано недовольством малых выплат из компенсационных фондов саморегулируемых организаций и отсутствием реального контроля за деятельностью своих членов. Так, на недавно прошедшем в Санкт-Петербурге форуме «Российский строительный комплекс» директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский высказался о необходимости введения персональной ответственности в отношении руководителей СРО, эту идею если впрямую и не поддержал, то явно услышал и принял на заметку председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
Так вот, данный профессиональный стандарт, это первая «ласточка» к регулированию деятельности СРО и его сотрудников. В дальнейшем представляется, что всех специалистов саморегулируемых организаций заставят проходить независимую оценку квалификации на соответствие занимаемой должности, и, конечно же, будут приняты нормы о наличии специалистов СРО в специальном реестре. Скорее всего, этот реестр будет вести Минстрой России, он же и будет принимать решения о включении специалиста СРО в реестр и об исключении из него.
Ну, а если, например, руководителя саморегулируемой организации исключат из такого реестра, то придётся срочно нанимать другого, но уже из реестра специалистов СРО. Выходит, несоответствие специалистов СРО требованиям профессиональных стандартов может стать одним из поводов для лишения саморегулируемой организации статуса и исключения из Госреестра СРО.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 433н от 29 августа 2024 года