***
В настоящее время на совещаниях и семинарах с участием руководства Минстроя России, ФАУ «Главгосэкспертиза России», НОСТРОЙ и НОПРИЗ часто поднимается вопрос о недостаточной компетенции либо отсутствии квалифицированных специалистов у многих муниципальных, государственных и иных технических заказчиков. Это негативно отражается на качестве изысканий и архитектурно-строительного проектирования, поскольку сопровождение работ на указанных этапах реализации проектов фактически отсутствует. Также из-за отсутствия должной квалификации указанные заказчики в большинстве случаев передают свои функции по представлению материалов изысканий и проектирования в органы госэкспертизы непосредственным исполнителям – изыскателям и проектировщикам.
При планировании капитальных ремонтов ситуация ещё хуже. Сегодняшние муниципальные, а нередко и региональные технические заказчики, лица, ответственные за эксплуатацию зданий и сооружений, не принимая участия в их техническом обследовании, передают затем подготовленные акты без ознакомления проектировщику, а разработанную проектную документацию без проверки передают на закупочные процедуры для определения подрядчика в целях выполнения строительных работ.
При этом функции технического заказчика, действующего от имени застройщика (заказчика), независимо от ведомственной или другой принадлежности, определены положениями:
- пункта 22 статьи 1 и статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- приказом Минстроя России от 2 июня 2020 года №297/пр;
- ГОСТом Р 57363-2023 «Национальный стандарт Российской Федерации. Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)».
- инженерных изысканий;
- архитектурно-строительного проектирования;
- строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Следовательно, технический заказчик для реализации возложенных на него функций при строительстве объектов капитального строительства должен одновременно состоять в трёх СРО: изыскателей, проектировщиков и строителей. Кроме этого, техзаказчик в рамках каждого вида деятельности должен иметь по основному месту работы не менее двух специалистов, а именно:
- по организации строительства – 2 ГИПа;
- по организации изысканий – 2 ГИПа;
- по организации проектирования – 2 ГИПа.
Здесь важно отметить, что государственные, муниципальные и другие технические заказчики, поименованные в упомянутых частях статей 47, 48 и 52 ГрК РФ (и тем самым получившие «индульгенцию» от обязанности состоять в соответствующих саморегулируемых организациях), не освобождены Федеральным законом от необходимости иметь минимальный квалификационный состав специалистов по обеспечению выполнения подрядчиками подрядных договоров по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. Однако на практике требования к специалистам технических заказчиков при реализации проектов, финансируемых из бюджетных средств, зачастую ограничивается приказом Минстроя России от 2 июня 2020 года 297/пр «Об утверждении методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика». При том, что этот документ содержит только порядок определения численности специалистов технического заказчика без учёта существующего требования ГрК РФ по их минимальной численности, и не содержит требований к квалификации специалистов.
Далее, Министерством труда и социальной защиты РФ утверждён профессиональный стандарт «Специалист технического заказчика» (приказ от 5 октября 2021 года № 673н). Однако требования к кадровой составляющей служб технических заказчиков, равно как и требование о наличии в штате минимального количества специалистов, сведения о которых включены в НРС (не менее шести, по два специалиста каждого направления) – в данном стандарте не предъявляются, и никем не контролируются.
Полагаем, что освобождение технических заказчиков из упомянутых частей статей 47, 48 и 52 ГрК РФ от обязательности их членства в СРО соответствующего вида не даёт им оснований отличаться по квалификационным требованиям к специалистам и их составу от технических заказчиков, членство которых в СРО соответствующего вида является обязательным.
Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 года № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» поставлены задачи профессиональной трансформации строительной отрасли, в том числе обеспечение её кадрового потенциала с повышением уровня профессиональной подготовки специалистов.
Для решения названных задач полагаем целесообразным обратить внимание на необходимость создания в Российской Федерации профессиональных служб муниципальных и государственных технических заказчиков, которые будут иметь в штате не менее шести квалифицированных специалистов, сведения о которых внесены в НРС. Это повысит качество и полноту проведения инженерных изысканий, качества и полноты разрабатываемой проектной и рабочей документации, что, в свою очередь, позволит качественно сопровождать строительство объектов капитального строительства, заметно повысит производительность труда и значительно сократит сроки строительства.
С учётом изложенного, принимая во внимание низкую квалификацию служб государственных и особенно муниципальных технических заказчиков, Ассоциация «Сахалинстрой» просит Минстрой России рассмотреть настоящее обращение, высказать свою позицию относительно поднятой проблемы, а также сообщить о планируемых шагах для устранения обозначенного несоответствия в нормативно-правовых актах, и поручить ответственным лицам разработать отдельный НПА или внести изменения в существующие (в первую очередь – в приказ Минстроя России № 297/пр), которыми установить обязательные минимальные требования к организации структуры технического заказчика, включая требования к штатной численности специалистов, квалификационные требования к специалистам (опыт работ, образование, квалификация, членство в НРС соответствующего вида, в том числе, с учетом требований к специалистам при сопровождении работ на объектах, поименованных в статье 48.1 ГрК РФ).