Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало письмо от 29 июля 2024 года № 42831-АВ/09 за подписью директора департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Александра Вилкова. В этом письме говорится, что изменение существенных условий строительных контрактов из-за удорожания ресурсов правомерно, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1315. Согласно позиции главного строительного ведомства, поскольку срок действия названного постановления не ограничен, то пересчёт цены контракта на него допускается в 2023 и 2024 годах. При этом существует ряд моментов, которые необходимо учитывать, если контракты, имеют цену выше 30-ти миллионов рублей. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Оренбурга.
***
Как отмечают эксперты департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления № 1315, изменение существенных условий контракта осуществляется путём заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение.
Срок ограничения действия постановления № 1315 не установлен. Таким образом, пересчёт цены контракта на основании положений данного постановления допускается в 2023 и 2024 годах. Стоит отметить, что про 2025 год Минстрой ничего не пишет, но по той же логике, пока ничего не препятствует пролонгации этих норм и далее.
Порядок изменения (увеличения) цены контракта установлен пунктами 14, 14.1 – 14.6 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждённой приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 года № 841/пр.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 14.2 Методики № 841/пр, для контрактов, цена которых превышает 30 миллионов рублей, рассчитывается коэффициент корректировки цены контракта (Ккор), учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта.
Согласно положениям подпунктов «г» и «д» пункта 14.2 Методики № 841/пр, Ккор распространяется на остатки работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, в том числе на работы, потребность в которых возникла в результате внесения изменений до выполнения расчёта в проектную документацию, в части изменения физических объёмов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, внесённых по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, экспертного сопровождения или в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.
Стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021-2022 годах до даты выполнения расчёта, а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения расчёта до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке.
Применение Ккор к работам, выполненным подрядчиком и оплаченным заказчиком в 2023 и 2024 годах, положениями Методики № 841/пр не предусмотрено.
При этом к работам, выполненным подрядчиком и оплаченным заказчиком от даты выполнения расчёта до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, коэффициент корректировки цены контракта применяется в связи с тем, что на момент расчёта такие работы не были выполнены и являлись остатками невыполненных работ, в соответствии с подпунктом «г» пункта 14.2 Методики № 841/пр.