Научно-консультативная комиссия Национального объединения строителей подготовила Аналитическую справку об отдельных вопросах применения законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации в области использования технологий информационного моделирования, формирования и ведения исполнительной документации в строительстве в электронном виде. В документе рассмотрены существующие нормативно-технические акты, которые регулируют данный вопрос, основные проблемы, с которыми сталкиваются при этом подрядные организации, а также даны примеры условий, которые могут быть прописаны в контрактах. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Как отмечают авторы документа, Минстрой России уже полностью сформировал нормативную и техническую базу регулирования, которая включает элементы и процедуры, необходимые для функционирования системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства, путём внедрения технологий информационного моделирования. Кроме того, пункт 25 статьи 16 Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил возможность использования региональной нормативной базы. Позиция департамента цифрового развития Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о регулирования использования ТИМ отражена в письме от 17 апреля 2023 года № 10629-ОГ/14.
Научно-консультативная комиссия на основе анализа нормативных правовых актов и иных материалов по отдельным вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации пришла к следующим обобщённым выводам.
При строительстве объекта капитального строительства должна формироваться и вестись его информационная модель. В случаях, установленных Правительством РФ, формирование и ведение информационной модели является обязательным.
Обеспечение формирования и ведения информационной модели возложено на застройщика, технического заказчика, лицо, обеспечивающее или осуществляющее подготовку обоснования инвестиций (при его наличии).
Обязанность по формированию и ведению информационной модели может быть возложена на подрядчика условиями контракта с учётом отдельного финансирования.
Расходы на информационную модель необходимо включать в НМЦК.
Государственные заказчики (в случае принятия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации) обязаны обеспечить формирование и ведение исполнительной документации на этапе строительства исключительно в электронном виде с учётом отдельного финансирования. При этом состав, порядок ведения исполнительной документации в электронном виде, обязанности и права сторон по направлению (предоставлению) исполнительной документации должны быть установлены контрактом.
Подрядчик имеет право формировать и вести исполнительную документацию в электронном виде в любой информационной системе, соответствующей требованиям законодательства, а также условиям контракта.
Правом по подписанию исполнительной документации в электронном виде, обладают специалисты по организации строительства, внесённые в соответствующий Национальный реестр, обладающие электронными подписями.
За неисполнение условий контракта, в том числе, по формированию и ведению информационной модели, исполнительной документации в электронном виде, подрядчик несёт гражданскую ответственность.
Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, в том числе в части формирования и ведения информационной модели, исполнительной документации в электронном виде, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная норма предусмотрена статьёй 58 Градостроительного кодекса РФ.
В случае неисполнения подрядчиком обязанности по формированию и ведению информационной модели объекта капитального строительства, по формированию и ведению исполнительной документации в электронном виде, в случае если такая обязанность предусмотрена государственным, муниципальным контрактом, у саморегулируемой организации, в которой состоит подрядчик, может возникнуть субсидиарная ответственность, предусмотренная статьёй 60.1 ГрК РФ.
В записке есть приложения. Это перечень документов по стандартизации в области использования технологий информационного моделирования в строительстве и примеры условий контрактов по применению технологий информационного моделирования и формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде. С Аналитической справкой НКК в полном объёме можно ознакомиться ниже.
Аналитическая справка НКК