Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2024 / 03 / 01 /
Опубликовано: 01 марта 2024 в 13:21
0    1460

Эксперты ностроевской НКК обобщили замечания по итогам проверок Ростехнадзором строительных СРО за прошлый год

Научно-консультативная комиссия Национального объединения строителей представила аналитическую записку, в которой сведены воедино наиболее популярные нарушения за стороны саморегулируемых организаций, которые были выявлены надзорным ведомством. В качестве источника информации эксперты НКК использовали сведения, опубликованные в открытом доступе в ФГИС «Единой реестр проверок» на сайте Генеральной прокуратуры РФ. О том, как и что нарушали саморегуляторы в прошлом году читайте в материале нашего добровольного эксперта из Нижнего Новгорода.

***

Всего, по данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, саморегулируемые организации допускали девять групп типичных нарушений.

1. Несоответствие сведений о члене в реестре членов СРО сведениям, указанным в ЕГРЮЛ (в том числе, фамилии, имени, отчества руководителя, адреса, иных идентифицирующих сведений). РТН в прошлом году активно занимался сверкой сведений, размещённых в Едином реестре и в реестре, опубликованном на сайте конкретной саморегулируемой организации. И в случае несовпадения выносил замечания.

В целях снижения рисков расхождения реестровых сведений НКК рекомендует саморегулируемым организациям отказаться от ведения реестра членов СРО в иных формах, кроме реестра, выгружаемого на сайт саморегулируемой организации в виде соответствующей части Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

2. Вложение в дела членов СРО документов, не соответствующих по форме и содержанию правилам, установленных внутренними документами саморегулируемой организации (например, не заверенных нотариально, без соблюдения формы составления и так далее). Также частым случаем является невложение в дела членов СРО документов, хранение которых в делах является обязательным, согласно части 15 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ или внутренним документам СРО.

Саморегулируемым организациям рекомендовано ещё раз провести аудит внутренних документов и исключить из них избыточные по отношению к ГрК РФ и Федеральному закону № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» требования в части оформления документов и обязательности их хранения в делах членов СРО.

3. Приём в члены саморегулируемой организации без надлежащей проверки полного пакета документов, а также внесение кандидатами взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) до принятия решения о приёме в члены.

Доказательной базой нарушения правил приёма в члены СРО Ростехнадзором указываются фотоматериалы, отсутствие дат входящих документов, сравнение дат входящих документов о приёме и решений постоянно действующего коллегиального органа управления в члены, свидетельствующие о недостаточном сроке для проверки кандидата.

4. Несвоевременная актуализация внутренних документов СРО. В 2023 году Ростехнадзором чаще всего выявлялось:

– наличие в документах СРО устаревших положений о повышении квалификации специалистов (вместо независимой оценки квалификации специалистов);

– наличие во внутренних документах СРО норм отменённых профессиональных стандартов;

– отсутствие актуализации норм об обучении и аттестации специалистов постановлению Правительства РФ от 25 октября 2019 года № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».

Отмечается, что проверку положений внутренних документов СРО и вынесение предписаний о необходимости внесения в них корректировок Ростехнадзор проводил, вне зависимости от регистрации этих документов в РТН, в установленном порядке при их принятии.

Также Ростехнадзор проверял наличие и соответствие во внутренних документах саморегулируемых организаций мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

5. Несоответствие процедур проведения проверок и привлечения членов СРО к дисциплинарной ответственности
(нарушений сроков уведомлений членов и заявителей, несоблюдение периодичности проведения проверок).


По-прежнему значимая доля нарушений этого вида приходится на порядок проведения проверок и оформления их результатов, а также процедур дисциплинарного производства в силу допущения отступления от установленных правил, принятых саморегулируемыми организациями (например, акт проверки не соответствует установленной правилами контроля форме или не содержит установленных саморегулируемой организацией сведений; не соблюдаются установленные саморегулируемой организацией сроки уведомлений о проверках, сроки проведения проверок, иные установленные во внутренних документах СРО сроки проведения проверок или рассмотрения жалоб и обращений, не учитываются смягчающие, отягчающие и иные значимые для привлечения к дисциплинарной ответственности обстоятельства, необходимость установления которых установлена саморегулируемыми организациями во внутренних документах). Особое внимание Ростехнадзор уделяет проверке последовательности и взаимосвязи результатов контроля за деятельностью членов СРО и принятия мер дисциплинарного воздействия.

Распространённым видом нарушений является несоответствие актов проверки и приказа о проведении проверки формам, утверждённым в саморегулируемой организации. Для минимизации таких нарушений формы документов могут быть установлены во внутренних документах СРО как рекомендуемые. В этой связи саморегулируемым организациям рекомендуется исключить из внутренних документов избыточные требования и процедуры, которые не соблюдаются ими в практике саморегулирования.

6. В обязательном порядке Ростехнадзор проверяет наличие двух специалистов НРС в каждой организации, состоящей в СРО. Правильным механизмом действия саморегулируемых организаций в этом случае является привлечение такого члена к дисциплинарной ответственности. Отсутствие мер реагирования СРО является нарушением законодательства о саморегулировании.

7. Необеспечение информационной открытости путём размещения требуемой информации на сайте саморегулируемой организации. Чаще всего мониторятся следующие моменты:

– доступность всех страниц сайта, соответствия наименования ссылок открываемому по ним содержимому;
– актуальность всех сведений об органе надзора и Национальном объединении;
– ведение электронного журнала операций;
– обеспечения наличия поисковой строки по сайту;
– размещения документов в формате текста, а не только pdf;
– публикации актуальных сведений об исках, направленных саморегулируемой организацией в суд.

Отдельное внимание в анализируемом периоде надзорным ведомством уделено бухгалтерской отчётности. Дата её размещения на сайте определяется Ростехнадзором с момента её формирования, а не утверждения Общим собранием членов СРО.

8. Управление компенсационными фондами. По сравнению с предыдущими анализируемыми периодами, количество таких нарушений уменьшилось. Новым предметом проверки в этой части стала процедура выдачи займов членам СРО в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 июня 2020 года № 938. Так, Ростехнадзор отмечает недопустимость выдачи займа на срок, превышающий 1 год, в том числе с учётом продляющих срок дополнительных соглашений к договору займа. Невозврат выданных займов Ростехнадзором в анализируемом периоде не выявлялся.

9. Неисполнение саморегулируемыми организациями функций по анализу отчётности своих членов о деятельности.
Замечания Ростехнадзором были выданы по фактам:
– непривлечения членов СРО за несдачу, несвоевременную сдачу отчётов, а также за сдачу недостоверных отчётов в СРО;
– недоведения до членов СРО на Общем собрании информации об итоговом отчёте по результатам деятельности членов за прошедший год;
– отсутствия в делах членов СРО отчётов о деятельности.

Научно-консультативная комиссия отмечает, что, по сравнению с предыдущими анализируемыми периодами, в 2023 году Ростехнадзором допускалось устранение саморегулируемой организацией выявленных нарушений в ходе проведения проверки, о чём в предписании делалась соответствующая отметка.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии