Полученные Ассоциацией Саморегулируемая организация «Региональный строительный союз Республики Башкортостан» (АСРО «РССРБ», СРО-С-096-02122009) требования в очередной раз напоминают саморегулируемым организациям строительного рынка о той серьёзной ответственности, которую они, в соответствии с законодательством, несут за своих членов. С подробностями – наш добровольный эксперт из Уфы.
***
На состоявшемся недавно заседании Совета АСРО «РССРБ» его участники рассмотрели вопрос выплаты из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Подобные темы коллегиальному органу управления Ассоциацией время от времени обсуждать приходится, но состоявшееся обсуждение было неординарным из-за величины заявленной претензии, сумма которой составила 63.749.851 рубль 82 копейки.
С требованием к СРО о выплате этой суммы в начале февраля обратилась Администрация Хайбуллинского района Республики Башкортостан. Основанием для претензии стал контракт на постройку школы с интернатом в селе Акъяр, заключённый летом 2020 года с Обществом с ограниченной ответственностью «СК «Империя», входящей на тот момент в АСРО «РССРБ».
Вскоре после заключения договора подряда Общество подписало с заказчиком дополнительное соглашение, в результате чего последний мог авансировать работы на объекте, согласно выставленного подрядчиком счёта-фактуры, в размере не более 30% цены контракта. Оплата выполненных работ производилась муниципальным заказчиком поэтапно после подписания на основании актов приёмки выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанных обеими сторонами.
Весной 2021 года выяснилось, что подрядчик получил суммарный аванс в размере 278.175.983 рубля 95 копеек, при этом работ он выполнил на сумму 220.130.945 рублей 12 копеек. Вскоре актом проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных Республике Башкортостан за 2020 год, дополнительное соглашение было оценено как ничтожное, противоречащее закону и посягающее на публичные интересы, права и законные интересы третьих лиц – иных участников закупки в связи с нарушением части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Прокуратурой Хайбуллинского района вынесено представление главе Администрации об устранении нарушений бюджетного законодательства, а также законодательства о контрактной системе.
Поэтому летом 2021 года Администрация обратилась к ООО «СК «Империя» о возврате аванса в размере 58.045.038 рублей 83 копейки, не подтверждённого актами приёмки выполненных работ по форме КС-2. Средства подрядчик не вернул, а потому Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО «СК «Империя» о возврате аванса в указанном размере, а также выплате процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2.066.984 рубля 83 копейки. А в августе того же года Администрация в одностороннем порядке отказалась от исполнения контракта, поскольку подрядчик нарушил сроки выполнения работ.
После рассмотрения дела суд взыскал с ООО «СК «Империя» сумму долга в указанном размере, а также 3.384.105 рублей 28 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. Апелляция оставила вердикт в силе. Вскоре, в том же августе 2021 года в Арбитражный суд Республики Башкортостан поступил иск о признании ООО «СК «Империя» банкротом, и спустя некоторое время в отношении должника была открыта процедура конкурсного производства.
Помимо перечисленных выше задолженностей, судом в реестр третьей очереди кредиторов к ООО «СК «Империя» были включены и требования Администрации Хайбуллинского района в размере 2.320.707 рублей 71 копейка по другому муниципальному контракту, который не был исполнен. Складывая указанные величины, мы и получим суммарное требование в 63.749.851 рубль 82 копейки, которое рассматривалось на недавнем Совете АСРО «РССРБ».
После состоявшегося обсуждения Совет предсказуемо принял решение отказать Администрации в удовлетворении претензии. Вряд ли стоит сомневаться, что в скором времени это послужит основанием для судебного иска в адрес башкирской СРО.
В последнее время мы всё чаще видим иски, заявляемые к саморегулируемым организациям в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, которые основываются на статье 60.1 Градостроительного кодекса РФ о субсидиарной ответственности СРО. В том числе – и весьма крупных, в которых исковые требования исчисляются миллионами, а подчас и десятками миллионов рублей.
Нужно помнить о том, что законодательство возлагает серьёзную ответственность на СРО по контролю за своими членами и теми обязательствами, что они на себя берут. В отсутствии такого контроля компфонды СРО могут сильно истощиться после выплат, которые саморегуляторам придётся сделать в погашение обоснованных требований по обязательствам их подрядчиков…