Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2024 / 01 / 18 /
Опубликовано: 18 января 2024 в 15:58
0    872

Верховный Суд России отверг иск СРО, которая оспаривала норму, сокращающую срок прохождения НОК для части специалистов

По мнению Ассоциации профессиональных организаторов работ в строительной отрасли (Ассоциация ПОРСО), эта норма мешает специалистам планировать свою деятельность и осложняет их взаимодействие с работодателями. С подробностями – наш добровольный столичный эксперт.

***

В сентябре 2023 года Ассоциация ПОРСО обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, Национального реестра специалистов в области строительства, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2022 года № 286/пр.

В приказе этот пункт сформулирован следующим образом: «5. Невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в Национальный реестр специалистов с 1 сентября 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Норма, на которую ссылается приказ, обязывает специалистов, претендующих на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, не реже одного раза в пять лет проходить независимую оценку квалификации.

По мнению саморегулируемой организации ПОРСО, пункт 5 Перечня противоречит названной норме и нарушает права и законные интересы физических лиц, являющихся членами Ассоциации, поскольку сокращает до одного года срок, в течение которого специалисты, включённые в соответствующие Национальные реестры, обязаны пройти независимую оценку квалификации, вместо пятилетнего срока, прямо предусмотренного в названной норме закона. Это оказывает негативное влияние на планирование профессиональной деятельности специалистов, а также на их взаимоотношения с работодателями.

В Ассоциации ПОРСО считают, что в результате изменений, внесённых в часть 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ, её пункт 4 устанавливает с 1 сентября 2022 года норму, согласно которой нахождение физического лица в НРС, включённого в данный реестр с учётом нормы пункта 3 этой части, допускается при условии его соответствия требованию не реже одного раза в пять лет проходить НОК, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Ассоциация полагает, что пункт 4 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ фактически ввёл новое требование для физических лиц, включённых в Национальные реестры специалистов, не предусмотренное до его вступления в силу – прохождение ими раз в пять лет независимой оценки квалификации. При этом поименованная норма закона не содержит упоминания об истечении срока действия документа о повышении квалификации, пройденной такими лицами ранее, до 1 сентября 2022 года, как о моменте исполнения требования об обязательном прохождении НОК.

В письменном отзыве Минстрой России возражал против заявленного иска, поскольку нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, при этом оспариваемая норма соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и свобод административного истца.

Изучив материалы дела № АКПИ23-830, суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Требования законодательства, устанавливающего правила принятия нормативного правового акта и введения его в действие, в том числе порядок государственной регистрации и опубликования, соблюдены и не оспариваются административным истцом.

Вопреки доводам административного истца, пункт 5 Перечня не содержит предписаний, противоречащих действующему законодательству. Сведения о физических лицах включаются в Национальные реестры специалистов Национальными объединениями саморегулируемых организаций, согласно части 8 и 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ. Его часть 10 статьи 55.5-1 предусматривает минимальные требования к физическим лицам, при условии соответствия которым сведения о таких лицах включаются в Национальные реестры специалистов. Одним из требований является прохождение такими лицами НОК не реже, чем один раз в пять лет.

До 1 сентября 2022 года одним из минимальных требований, при условии соответствия которому сведения о физическом лице включались в НРС, являлось повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

В силу пункта 5 Перечня одним из условий, при котором сведения о физическом лице исключаются из Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, Национального реестра специалистов в области строительства, является невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в НРС до 31 августа 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ, до истечения 5-ти лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства. При невыполнении физическим лицом, сведения о котором включены в НРС с 1 сентября 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, сведения о таком лице исключаются из реестра (пункт 6 Перечня).

По мнению ВС РФ, из анализа этих законоположений в их системном единстве следует, что оспариваемая норма Перечня учитывает ранее применяемые минимальные требования к специалистам, сведения о которых были включены в Национальный реестр специалистов до введения новых требований (до 31 августа 2022 года), корреспондирует предписанию пункта 4 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ.

Вопреки утверждению административного истца, пункт 5 Перечня не ограничивает права физических лиц, включённых в Национальный реестр специалистов до 1 сентября 2022 года, и не сокращает срок, в течение которого указанные специалисты обязаны пройти независимую оценку квалификации, а лишь регулирует вопрос исключения таких граждан из НРС в связи с внесёнными изменениями в Градостроительный кодекс РФ, а общая периодичность прохождения названных процедур установлена в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ.

При этом такие физические лица вправе направить информацию о дате своего последнего повышения квалификации с приложением подтверждающих документов в Национальные объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации и осуществляющих строительство, в любое время, но не позднее 31 августа 2022 года.

В этих обстоятельствах ВС РФ решил отказать в удовлетворении административного искового заявления Ассоциации профессиональных организаторов работ в строительной отрасли.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии