В конце прошлого года было выпущено несколько нормативных правовых актов, на которые необходимо обратить внимание СРО, так как в своей деятельности им придётся использовать эти документы. С подробностями – наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга.
***
Во-первых, это постановление Правительства РФ от 29 декабря 2023 года № 2380 «Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства». По сути, данное постановление заменило правила, установленные в 2022-ом и закреплённые постановлением Правительства РФ от 23 марта 2022 года № 442 «Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства».
Так, при передаче объекта долевого строительства застройщиком и принятии его участником долевого строительства в случае выявления последним существенных нарушений требований к качеству объекта долевого строительства необходимо составление акта осмотра с обязательным участием специалиста из Национальных реестров специалистов, которые ведут НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Обязательное требование к таким лицам, обладающим специальными познаниями и необходимой квалификацией, то есть специалистам НРС, заключается в том, что они должны состоять в трудовых отношениях с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который является членом СРО осуществляющей подготовку проектной документации, и соответствуют требованиям главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ.
Примечательно то, что специалист НРС может состоять в трудовых отношениях не только по месту основной работы, но и по совместительству, главное, чтобы в организации или у ИП было по основному месту работы необходимое количество специалистов НРС.
Непонятно только, будет ли СРО отвечать своими компенсационными фондами возмещения вреда перед застройщиками или участниками долевого строительства в случаях причинения вреда недостоверными данными, отражёнными в актах осмотра… Практики такой ещё нет.
С другой стороны, застройщики обязаны согласовать с участником долевого строительства конкретного специалиста НРС, в присутствии которого будет проводится осмотр и составляться соответствующий акт. По общему правилу, оплата за работу специалиста НРС возлагается на участника долевого строительства.
Второй важный документ – «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок» (заключено в городе Москве 28 сентября 2023 года).
Подготовка данного межправительственного Соглашения проводилась ведомствами стран с начала 2020 года. Даже был апробирован механизм в рамках пилотного проекта по участию белорусских банков в госзакупках на территории России.
Республикой Беларусь Соглашение ратифицировано 4 января 2024 года. Осталось ратифицировать его российской стороне.
Таким образом, белорусские юридические лица смогут представлять для заключения договоров в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ, № 223-ФЗ и при заключении договоров о проведении капитальных ремонтов МКД банковские гарантии, выданные банками Республика Беларусь. На сегодня известно, что 7 белорусских банков уполномочены выдавать такие банковские гарантии.
СРО же предстоит в рамках возникновения споров с заказчиками и ФКРами по вреду и убыткам, причинённым белорусскими организациями, проверять и привлекать к участию в судебных спорах уполномоченные банки Республики Беларусь.
Третье новшество отнесено к процессуальной деятельности СРО в арбитражных судах и закреплено в Федеральном законе от 25 декабря 2023 года № 667-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». Закон вступил в силу с 5 января 2024 года.
Рассмотрение дел в порядке упрощённого производства станет возможным по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 1.200.000 рублей, для индивидуальных предпринимателей – 600.000 рублей (ранее эти суммы составляли 800.000 рублей и 400.000 рублей, соответственно).
Выдача судебного приказа станет возможной по делам, в которых размер заявленных требований не превышает 750.000 рублей (вместо 500.000 рублей ранее). Речь идёт о требованиях, которые, в частности, вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на документах взыскателя о денежных обязательствах.
Внесены изменения в статью 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Заявления по вопросу о судебных расходах будут рассматриваться в порядке, предусмотренном главой 29 АПК РФ (упрощённое производство).
Увеличен срок объявления перерыва в судебном заседании – с 5-ти до 10-ти дней (часть 2 статьи 163 АПК РФ). Увеличен срок изготовления текста решения в полном объёме – с 5-ти до 10-ти дней (абзац 2 часть 2 статьи 176 АПК РФ). Увеличен срок отложения судебного заседания – с 10-ти дней до месяца.
Изменился перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению (заявлению). Так, при подаче искового заявления (заявления) больше не требуется прикладывать копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (пункт 4 части 1 статьи 126 АПК РФ).
При подаче искового заявления (заявления) необходимо прикладывать копии документов о высшем юридическом образовании или об учёной степени по юридической специальности представителя, подписавшего исковое заявление, либо документов, удостоверяющих его статус адвоката, патентного поверенного, арбитражного управляющего, единоличного органа управления организацией (пункт 5 части 1 статьи 126 АПК РФ).