Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2024 / 08 / 09 /
Опубликовано: 09 августа 2024 в 11:21
0    970

Валерий Мозолевский представил программную статью о целях и задачах строительного саморегулирования в России

Публикация приурочена к Дню строителя. В ней руководитель одной из самых активных в стране строительных СРО размышляет о непростой истории саморегулирования в стране в целом и Сахалинской области в частности, рассказывает, что удалось сделать и какие проблемы возникли на этом тернистом пути. А главное – высказывает свою точку зрения на дальнейшие перспективы и цели строительного саморегулирования. Наш добровольный эксперт из Южно-Сахалинска предлагает читателям ознакомиться с основными положениями этого большого материала.

***

В начале генеральный директор Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) Валерий Мозолевский напомнил, что в 2009 году Правительство РФ признало лицензирование участников строительной деятельности неэффективным инструментом их регулирования. Институт лицензирования в строительстве умер, родилось саморегулирование!

А далее Валерий Павлович подводит итоги пятнадцатилетней деятельности СРО-сообщества, называет самые острые проблемы и определяет задачи на будущее.

Достигнуты ли цели создания СРО в строительстве?

Возложение на саморегулируемые организации функций контроля за деятельностью своих членов является определённой модификацией контрольной деятельности государства. При этом государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности. То есть устанавливать квалификационные и иные требования для работников таких организаций.

Прошло 15 лет. Многие вопросы мы, как саморегулируемая организация, в своём регионе, решаем и порешали, но большинство коренных проблем и сегодня мешают эффективно работать членам Ассоциации – застройщикам и особенно подрядным организациям.

О проектном управлении в строительстве

Проектное управление – уникальный вид руководства. В его основе лежат методики структуризации работ и сетевого планирования, разработанные ещё в 30-50-е годы прошлого века. Министерство экономического развития РФ выпустило распоряжение от 14 апреля 2014 года № 26Р-АУ «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти», в котором были определены основные цели внедрения проектного управления.
Проектное управление сродни саморегулированию. Это организация взаимоотношений, учёт и использование прав и обязанностей участников реализации проекта на всех стадиях его жизни.

И вот прошло 10 лет. К большому сожалению, реальное проектное управление в строительстве от стадии его инициации и планирования, проведения изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и до ввода его в эксплуатацию остановилось на горизонтали планирования и отчётности региональных правительств и муниципалитетов.

Сегодня одна из главных задач саморегулирования в строительстве – изменить отношение правительства регионов, эксплуатантов, населения, проектировщиков, изыскателей, строительных организаций, ресурсников к организации проектного управления в строительстве при исполнении контрактов. Выявлять и учитывать риски на всех этапах, особенно на этапах инициации, планирования, изысканий и проектирования, когда любые изменения можно провести быстро и недорого.

О кадрах в строительной отрасли

В преддверии Дня строителя ещё больнее и острее звучит кадровый вопрос. Дефицит кадров – проблема везде, но в строительстве особенно. Почему молодёжь, да и старшее население не идут работать на стройку?

Просто подумайте, какие выводы делают родители, когда видят социально-бытовые условия на строительных площадках, отправят ли своего ребёнка на стройку? Да ещё, если узнают, что работают в субботу и в воскресенье по 10-11 часов! Какие родители сегодня посоветуют своему ребёнку выбрать профессию строителя?

Ассоциация «Сахалинстрой» выступает за внедрение вахтового метода организации работ. Если мэр планирует построить в своём районе, например, детский сад и у него нет своих строительных организаций, которые могут это сделать, тогда он обязан решить, где и как будут расквартированы строители в необходимом количестве. Кто будет обслуживать вахтовый посёлок или съёмные квартиры? Где и как эти герои будут питаться, мыться? И это всё должно быть отражено в ПОС проекта и в смете. На стройке должны быть созданы такие условия, чтобы строитель, отработав 8-10 часов, помылся в душе, надел костюм и пошёл, например, в кинотеатр. Так было в советское время, это было на Сахалинском шельфе, где государство или инвестор, заказчик предъявляли высокие требования к социально-бытовым условиям рабочих.

Квалифицированный рабочий – это главный человек на стройке!

Сегодня Правительство, СРО, заказчики должны создать человеческие условия труда на стройке, чтобы молодёжь туда стремилась. Ведь если смотреть на заработную плату в сметах, то она вполне достойная!

Например, среднемесячная оплата труда рабочего 4-го разряда в сметной стоимости объектов в строительстве Сахалинской области в 1-ом квартале 2024 года составила от 127.700 рублей до 158.136 рублей в зависимости от ценовой зоны (от Южно-Сахалинска до Курильских островов). Другое дело, как эта заработная плата выплачивается работодателем? И вот тут большое влияние сказываются административные барьеры из-за низкой квалификации специалистов заказчиков и проектировщиков, когда они разрабатывают некачественные проекты организации работ, не учитывают особые условия выполнения работ, большие объёмы транспортных расходов, прочие расходы в 9-й главе сводного сметного расчёта и затраты в размере минимум 10%. Все эти затраты подрядчик, часто вынужден по вине заказчика компенсировать за счёт фонда оплаты труда в смете.

И в этом случае нужно применять зарубежную практику, когда при государственных муниципальных закупках идёт жёсткий контроль начисляемой заработной платы. Если ты не выплачиваешь установленную государством ежемесячную зарплату, заложенную в смете, то теряешь право участия в муниципальных и государственных закупках на три года!

О «презумпции виновности» подрядчика

Некачественная проектная документация – остаётся этакой данностью, элементом административного давления на строительных подрядчиков. При этом, когда выявляются недостатки в проекте или в смете, то подрядчику пеняют, что, если подписал контракт, то он за всё в ответе! Это неправильно! Это какой-то, почему-то многими принятый паразитизм со стороны заказчика!
По Градостроительному кодексу РФ по всем «нормативкам» реализует проект заказчик, а подрядчик выполняет строительно-монтажные работы. Поэтому вся ответственность должна быть на заказчике – от инициации проекта и до ввода объекта в эксплуатацию.

По наказам Президента

Подводя итоги, Валерий Мозолевский отметил, что как «вода камень точит», так и Ассоциация «Сахалинстрой» настойчиво работает с региональными и федеральными органами власти, используя все инструменты убеждения, доказательства и возможности саморегулирования.

А ориентиром для активной деятельности дальневосточной саморегулируемой организации он назвал положения статьи Президента России Владимира Путина «Демократия и качество государства» (газета «Коммерсант» 2012 год). В частности, цитату: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России».

 


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии