Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 28 мая 2015 в 03:05
33    46479

: Итак, началось очередное приключение СРО в России

Dr_LAW

На официальном сайте общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти  размещён проект Федерального закона «Проект поправок к проекту федерального закона № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесённому Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 18 марта 2015 года».

Таким образом, налицо очередная попытка впихнуть в уже имеющийся и при том очень спорный законопроект, посвящённый средствам компенсационных фондов СРО и их размещению, ещё и расширение ответственности СРО за рамки ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

Так, вводится ответственность СРО за обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций, являющимися лицами, осуществляющими строительство, обязательств по договорам, предметом которых является выполнение инженерных изысканий, осуществление архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, заключённым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При этом речь идёт о любых обязательствах, а не только о деликатных, связанных с причинением вреда в следствии разрушения или повреждения объектов капитального строительства (статья 60 ГСК РФ).

По мнению авторов законопроекта – Минстроя России, СРО теперь должно контролировать и отвечать за любое нарушение госконтрактов своими членами в части выполнения работ по инженерным изысканиям, проектированию и строительству, включая сроки, объёмы, качество, неустойки и штрафы…

Правда, ответственность предлагается ввести субсидиарную, а не солидарную. Но от этого СРО и их добросовестным членам не становится значительно легче. Весь вопрос лишь во времени (некой отсрочки) предъявления имущественных претензий к СРО.

На наш взгляд, предлагаемый законопроект не может быть одобрен профессиональным сообществом по следующим причинам.

1. Концепция законопроекта прямо противоречит основополагающим принципам саморегулирования, заложенным в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» (статьи 2, 3, 4, 6, 13 и прочие) и Градостроительном кодексе Российской Федерации (статьи 55.1, 55.4, 55.5, 55.16, 60 и прочие). Задачей саморегулируемой организации является создание условий для качественного выполнения работ и оказания услуг её членами потребителям, а также системный контроль за своими членами в указанной части. Главная функция СРО строительного комплекса – это создание условий для производства качественных и безопасных изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ. Во главу угла согласно Конституции Российской Федерации ставится безопасность объектов капитального строительства, и, как следствие, безопасность жизни и здоровья граждан, а не скорость производства работ и оказания услуг, или соблюдение сроков выполнения работ. Вопросы соблюдения договорных сроков – это сугубо вопросы гражданского права и гражданско-правовых отношений. Они не могут и не должны быть включены в предмет саморегулирования и контроля со стороны СРО, которая не является стороной договорных обязательств её членов и заказчиков.

2. Согласно статьи 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (в частности части 12 статьи 13 указанного Закона), саморегулируемая организация в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда СРО несёт ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом саморегулируемой организации товаров (работ, услуг). За иные нарушения своих членов СРО не несёт ответственности средствами компенсационного фонда. Подобная же норма закреплена в действующих сейчас статьях 55.16, 60 и прочих Градостроительного кодекса Российской Федерации. Законопроектом предлагается возложить на СРО не свойственные ей функции и ответственность.

3. Законопроектом никак не регламентируется система правоотношений, которая могла бы позволить СРО организовать исполнение требований о соблюдении сроков строительства или реконструкции многоквартирных и прочих домов (малоэтажек), а также контролировать такое соблюдение. Так, если для качества работ предусмотрена слаженная система контроля за составом работников членов СРО, за их образованием и квалификацией, аттестацией, за наличием имущества (оборудования, программного обеспечения и прочее), наличием страхования ответственности и прочие элементы этой системы, то для сроков договоров подряда и их соблюдения законопроектом не предусмотрено никаких механизмов, что приведёт к неисполнимости указанных требований законопроекта в части контроля СРО за сроками работ своих членов и ответственности за это.

4. Согласно статьи 932 ГК РФ и общему консолидированному мнению страхового сообщества, основанному на обширной судебной практике, договорная ответственность субъекта не подлежит страхованию, кроме случаев прямо определённых в законе. Предлагаемая же норма законопроекта не учитывает данной особенности. Таким образом, СРО и его члены не смогут даже застраховать данную ответственность, что приведёт к очевидным последствиям – утрата компенсационных фондов и прекращение статуса большинства СРО в масштабах всей страны в ближайшие 2 – 4 года.

5. Согласно части 6 статьи 6 и статье 9 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», а также статьи 55.13 ГрК РФ и прочим статьям указанных нормативных правовых актов в действующей редакции, СРО не вправе произвольно вмешиваться в хозяйственную деятельность своих членов. Саморегулируемая организация не является стороной по договорам подряда, в том числе для государственных и муниципальных нужд. В процессе заключения и исполнения договоров подряда СРО не участвует и не может реально повлиять ни на соответствующее исполнение обязательств в целом, ни на своевременность исполнения обязательств в частности. Содержание договоров является конфиденциальной информацией и, зачастую, коммерческой тайной хозяйствующих субъектов – сторон договора.

Законопроект однозначно влечёт за собой состояние конфликта интересов СРО, его органов управления и членов саморегулируемой организации, а также порождает условия для частной коррупции и злоупотребления полномочиями. При таких обстоятельствах категорически невозможно возлагать на СРО обязательства по контролю за членами в указанной части, а также вовлекать СРО в круг участников ответственности по обязательствам, включая нарушение сроков контракта, объемов работ и прочее.

При таких условиях Строительный комплекс России не может даже концептуально поддержать такую законодательную инициативу Минстроя России и его законопроект, так как он направлен на уничтожение всей системы саморегулирования строительной отрасли, чего можно добиться и более простыми способами.

Реальной пользы ни отрасль, ни бюджет от указанного законопроекта не получит.

Просто вбивается очередной гвоздь в крышку гроба СРО.

Следует отметить следующее:

– законопроект не приведёт к существенному улучшению качества строительства или сокращению его сроков; по крайней мере, законопроект не содержит в себе таких механизмов;

– законопроект приведёт к растратам компенсационных фондов и, соответственно, краху всей системы саморегулирования, эффективной замены которой человечество ещё не изобрело;

– положительный эффект от законопроекта крайне сомнителен и перекрывается целым рядом негативных последствий для строительной отрасли в целом, так как предполагается, что за недобросовестных подрядчиков должны нести ответственность добросовестные участники рынка через выплаты и восстановления компенсационных фондов СРО.

Ещё в законопроекте уточняется, что средства компенсационных фондов размещаются через третье лицо – управляющую компанию по доверительному управлению. То есть отдавать денежки СРО придётся некой прокладке, которая будет размещать их согласно инвестиционной декларации, но по своему усмотрению.

Итак, на неспокойное море саморегулирования России с подачи Минстроя России надвигается настоящий ураганный шторм, пережить который смогут далеко не все корабли СРО и их члены-матросы.

С надеждой на лучшее,

Ваш Доктор Лоу.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии