Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 20 ноября 2014 в 17:27
0    42815

: Реквием саморегулированию или строительству? Первое впечатление

Алексей Старицын

Реквиемсаморегулированию или строительству?

 

Вместо «статуса» теперь«право»

 

Замена слов «статуссаморегулируемой организации» на «права саморегулируемых организаций…» можетпривести к необходимости всех некоммерческих партнерств (ассоциаций (союзов)),имеющих статус саморегулируемых организаций, который не отражается в ихнаименовании, вносить изменения в свои наименования из-за необходимостиуказания слов «саморегулируемая организация». По тексту действующегоГрадостроительного кодекса в случае получения «статуса» как раз и возникаютправа на выдачу саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске копределенным работам. В случае прекращения статуса саморегулируемой организации(исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемыхорганизаций) прекращается и право на выдачу саморегулируемыми организациямисвидетельств о допуске к определенным работам.

Даннаяправка законодательства является технической, но влекущей за собойнеобходимость проведения общих собраний во многих саморегулируемых организацияхс целью изменения устава, а также последующей государственной регистрацииустава в новой редакции, изменение печати и т.д., что является весьма затратнымдействием.

 

Модифицированнаяассоциация

 

Нанекоммерческую организацию, являющуюся ассоциацией (союзом) возлагаютсяфункции, которые противоречат Гражданскому кодексу, антимонопольномузаконодательству, федеральному закону от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «Осаморегулируемых организациях», федеральному закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях» и указам Президента России.

Всоответствии с Гражданским кодексом Национальные объединения – этонекоммерческие корпоративные организации, созданные в организационно-правовойформе ассоциаций (союзов) (ч. 2 ст. 123.1). Ассоциацией (союзом) признаетсяобъединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или вустановленных законом случаях на обязательном членстве и созданное дляпредставления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, длядостижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону иимеющих некоммерческий характер целей (ч. 1. ст. 123.8).

Какмы видим основные функции носят некоммерческий характер и направлены на защитуинтересов своих членов. Ассоциация (союз) не может давать какие-либо указаниясвоим членам, тем более вмешиваться в его деятельность, так как этопротиворечит положениям Гражданского кодекса.

Всоответствии со статьей 24 федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «Осаморегулируемых организациях» только члены ассоциации (союза) могут передать(наделить) ей права на разработку единых стандартов и правил саморегулируемыхорганизаций, условий членства субъектов предпринимательской илипрофессиональной деятельности в саморегулируемых организациях - членахассоциации (союза), на разрешение споров в третейском суде, на профессиональноеобучение и аттестацию работников членов саморегулируемых организаций, насертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг), на раскрытие информации,а также иные права саморегулируемых организаций. Это является логичным, так какчлены содержат ассоциацию (союз) за счет своих средств в виде отчислений нанужды ассоциации (союза).

Следовательно,если законодатель возлагает на национальные объединения какие-то дополнительныефункции, то должен определить источник финансирования работ, связанных сосуществлением новых функций. Осуществление новых функций национальнымобъединением не может финансироваться за счет членов ассоциаций (союзов), таккак это нелогично.

Всоответствии с Градостроительным кодексом, членство в национальном объединенииявляется обязательным и возникает со дня внесения сведений о такой организациив государственный реестр саморегулируемых организаций (ч. 5.1 ст. 55.20).Следовательно, до момента приобретения статуса саморегулируемой организациинациональное объединение не имеет никакого отношения к некоммерческойорганизации, собравшейся приобрести соответствующий статус.

Насотрудников «федерального органа исполнительной власти, уполномоченного наосуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемыхорганизаций (далее – орган надзора за саморегулируемыми организациями)»распространяется действие законодательства о государственных служащих, которыенесут ответственность за свои действия (бездействие), а Российская Федерациянесёт имущественную ответственность за нарушение прав юридических илифизических лиц. Административная, уголовная, имущественная ответственностьнационального объединения законодательно не определена, а его сотрудники ненесут никакой серьезной ответственности за свои действия (бездействия), чтоможет привести с недобросовестной конкуренции, так как никаких ограничений,связанных с аффилированностью либо конфликтом интересов в законодательствепросто нет. Предложение о включении национального объединения в процессформирования государственного реестра саморегулируемых организаций приводит квозникновению новых административных барьеров в строительстве, проектировании,изыскании и соответствующем сегменте саморегулирования.

Еслиже рассмотреть имущественную ответственность национального объединения, то онаограничена размером отчислений на нужды национального объединения, которыеявляются целевыми средствами. Странным будет выглядеть сбор средств со своихчленов для возмещения ущерба от деятельности национального объединения своим жечленам в процессе осуществления новых функций.

 

Офункциях

 

Нанациональное объединение возлагают функцию по проверке документовнекоммерческой организации на возможность получения ей статуса саморегулируемойорганизации. У органа надзора за саморегулируемыми организациями эту функцию незабирают, тем самым создавая новый административный барьер, но уже в виденекоммерческой организации. В такой ситуации проверку будут вести либо обеструктуры, либо никто. Следовательно, может возрасти количество«некачественных» саморегулируемых организаций одновременно с коррупционнымисоставляющими, позволяющими быстро получать статус саморегулируемой организациии не ждать 2-3 месяца.

 

Оделах членов, но не всех

 

Появлениепунктов, связанных с формированием дел членов саморегулируемой организацииможно приветствовать, однако они являются неполными, так как не решают вопросы,связанные с формированием дел членов саморегулируемой организации, которые былиприняты до вступления в силу данного закона. В таком виде, на основанииположений, установленных в этих пунктах, можно будет инициировать необоснованноеисключение сведений о неограниченном количестве саморегулируемых организаций изгосударственного реестра. В данной формулировке это ещё один административныйбарьер и поле для коррупции со стороны контролирующих (надзорных) органов.

Былидругие законопроекты, которые предлагали совершенно иные подходы, которые являлисьболее разумными с точки зрения делопроизводства и архивного дела.

Приустановлении подобных требований необходимо четко прописывать порядок и срокформирования дел, порядок и срок передачи дел в национальное объединение,ответственность национального объединения за сохранность полученных дел.

 

Альтернативныйвариант:

«Вслучае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственногореестра саморегулируемых организаций указанные дела подлежат передаче в органнадзора за саморегулируемыми организациями».

Это вытекает из обязанности органа надзора засаморегулируемыми организациями вести государственный реестр саморегулируемыхорганизаций, так как именно он исключает сведенияо саморегулируемой организациииз государственного реестра саморегулируемых организаций и владеет всейинформацией о членах саморегулируемой организации, то есть может проверитьцелостность дела.

 

О наболевшем

 

Прекращениедействия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасностьобъектов капитального строительства, со дня исключения сведений осаморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемыхорганизаций приводит к невозможности членов данной саморегулируемой организациивести какую-либо деятельность, так как это сразу приводит к нарушениюзаконодательства, за что предусмотрена административная ответственность (ст.9.5.1 КоАП РФ).

Данное нарушение будет иметьместо сразу у всех, так как невозможно исключить сведения о саморегулируемойорганизации из государственного реестра саморегулиремых организаций и в этот жедень уведомить всех членов данной саморегулируемой организации да так, чтобыони получили данное уведомление до окончания рабочего дня.

Какмы видим, на орган надзора за саморегулируемыми организациями не возожженаобязанность по уведомлению членов саморегулируемой организации об исключениисведении о ней из государственного реестра саморегулиремых организаций.

Акто это будет делать?

Вкакие сроки?

Зачей счет?

С момента прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которыеоказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членамисаморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственногореестра саморегулируемых организаций, до принятия такого индивидуальногопредпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемойорганизации не вправе выполнять работам, которые оказывают влияние набезопасность объектов капитального строительства. Указание на то, что член невправе только принимать на себя новые обязательства по выполнению работ,которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,на основании свидетельств о допуске, выданных саморегулируемой организацией,исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций, не освобождаетданного члена и его руководителя от ответственности за нарушениезаконодательства, так как понятия «новые обязательства по выполнению работ…»законодательно не определены и не освобождают от установленнойзаконодательством ответственности.

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии