Недавняя моя статья о подготовке к Съезду Национального объединения строителей, которая, в частности, касалась предложений по корректировке проекта Устава НОСТРОЙ, вызвала оживлённую дискуссию на форуме. Давайте продолжим эту тему и начнём с вывода.
А он таков: статьи 5.3, 5.4, 10.11.27 проекта Устава Национального объединения строителей противоречат законодательству и не могут быть включены в проект Устава НОСТРОЙ.
Нацобъединение готовит для рассмотрения на Всероссийском съезде 28 сентября 2016 года Устав в новой редакции.
НОСТРОЙ считает возможным и необходимым указания в Уставе следующим.
В статье 5.3 члены Ассоциации имеют право:
– передать Ассоциации право на разработку единых стандартов саморегулируемых организаций, в том числе квалифицированных стандартов.
В статье 5.4 члены Ассоциации обязаны:
– соблюдать требования единых стандартов саморегулируемых организаций, в том числе квалифицированных стандартов, утверждённых Ассоциацией, в соответствии с действующим законодательством.
В статье 10.11.27 – утверждение единых стандартов саморегулируемых организаций, в том числе квалифицированных стандартов, разработанных Ассоциацией, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции по состоянию на 30 сентября 2016 года) не предусмотрено создание единых стандартов саморегулируемых организаций, в том числе квалифицированных стандартов.
НОСТРОЙ создан в соответствии с Градостроительным кодексом, а не в соответствии со статьёй 24 ФЗ № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», и является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей СРО на основе обязательного членства.
В Нацобъединении не предусмотрен приём в члены, так как, согласно части 5.1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ, СРО является членом НОСТРОЙ со дня внесения сведений о такой организации в Государственный реестр саморегулируемых организаций.
Процитируем статью 24 ФЗ № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
«Статья 24. Участие СРО в некоммерческих организациях.
1. СРО вправе создавать ассоциации (союзы), в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
2. Ассоциации (союзы) СРО могут создаваться ими по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам.
3. Решение об участии СРО в ассоциации (союзе) СРО принимается общим собранием членов СРО в порядке, установленном ее уставом.
4. Членами ассоциации (союза) СРО могут быть переданы ассоциации (союзу) права на разработку единых стандартов и правил СРО, условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО – членах ассоциации (союза), на разрешение споров в третейском суде, на профессиональное обучение и аттестацию работников членов СРО, на сертификацию произведённых ими товаров (работ, услуг), на раскрытие информации, а также иные права СРО».
При буквальном толковании положений статьи 315-ФЗ получается, что только членами Ассоциации (союза) (далее – Ассоциация) СРО, созданной в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, то есть ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданским кодексом, на основе добровольного членства, могут быть переданы права на разработку единых стандартов и правил СРО, условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО – членах Ассоциации, на разрешение споров в третейском суде, на профессиональное обучение и аттестацию работников членов СРО, на сертификацию произведённых ими товаров (работ, услуг), на раскрытие информации, а также иные права СРО.
При буквальном толковании положений статьи 315-ФЗ получается, что СРО должны принять соответствующее решение о передаче определённых прав, принадлежащих им, Ассоциации СРО, а не вносить эти положения в Устав Ассоциации СРО в виде прав Ассоциации СРО на права СРО и обязанностей СРО передать ей свои права…
Передача любых прав (временных, специальных, постоянных) происходят не посредством их указания в уставе Ассоциации СРО, а только посредством принятия решений (на общем собрании и т.п.), в порядке, определённом главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других – участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Кроме того, члены Ассоциации, голосовавшие против передачи своих прав Ассоциации СРО либо не принимавшие участие в общем собрании, вправе выйти из Ассоциации СРО по своему усмотрению в любое время (части 1 статьи 123.11 Гражданского кодекса).
При принятии решения о передаче определённых прав от СРО к Ассоциации СРО должны быть подробно расписаны сами права, подлежащие передаче. Следовательно, ничтожным будет являться решение, в котором будет указано следующее решение.
«Передать права СРО Ассоциации СРО» или «Передать все права СРО Ассоциации СРО».
Правильным и законным будет, например, следующее решение.
«Передать право СРО на разработку Положения о ведении реестра членов СРО Ассоциации СРО».
При системном рассмотрении проекта устава НОСТРОЙ (статьи 5.3, 5.4, 10.11.27) с учетом положений главы 9.1 Гражданского кодекса, статьи 55.20 Градостроительного кодекса, статьи 315-ФЗ «О некоммерческих организациях», получается, что статьи 5.3, 5.4, 10.11.27 проекта Устава НОСТРОЙ противоречат законодательству и не могут быть включены в проект Устава Национального объединения строителей.
Примечание.
Нумерация статей проекта Устава НОСТРОЙ взята из материалов, представленных на Окружной конференции по Северо-Западному федеральному округу 27 июля 2016 года.