Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о НКО в Государственный реестр СРО и утрачивает данный статус (пункт 6 статьи 3 закона 315-ФЗ).
Саморегулируемая организация обязана осуществлять функции СРО, предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 7 – 10 части 1 статьи 6 закона № 315-ФЗ (пункт 5 статьи 6 закона 315-ФЗ).
Некоммерческая организация (Ассоциация, Союз), которая приобрела статус СРО, одновременно приобретает специфические и исключительные права и обязанности. Объём этих исключительных прав и обязанностей установлен законом 315-ФЗ и Градостроительным кодексом.
Дополнительно СРО приобретает права и обязанности члена Национального объединения (пункт 5.1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса).
СРО приобретает новый орган надзора – Ростехнадзор (пункты 3.2, 3.3 пункт 1 статьи 6 Градостроительного кодекса).
Предметом саморегулирования, согласно пункта 1 статьи 4 закона 315-ФЗ, является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединённых в СРО.
Согласно пункту 2 статьи 4 закона 315-ФЗ СРО разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее – стандарты и правила СРО), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. Саморегулируемая организация должна обеспечить имущественную ответственность членов СРО перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) и иными лицами (пункт 1 статьи 13 закона 315-ФЗ), что исключает наличие у СРО иных прав и обязанностей, напрямую не связанных с саморегулированием.
Из перечисленного выше видно, что некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр СРО, приобретает новые права и обязанности, становится членом Национального объединения, приобретает дополнительный орган надзора и тому подобное.
А что происходит с некоммерческой организацией, сведения о которой исключены из государственного реестра?
СРО превращается в простую некоммерческую организацию, которая утрачивает все ранее приобретенные права и обязанности СРО.
Некоммерческая организация утрачивает стандарты и правила СРО, так как уже не СРО.
Некоммерческая организация не может принимать в члены СРО, а только в члены некоммерческой организации, и тому подобное.
Некоммерческая организация не может проверять членов СРО «на соответствие», так как члены СРО стали теперь просто членами некоммерческой организации.
Некоммерческая организация перестает быть членом Национального объединения (пункт 5.2 статьи 55.20 Градостроительного кодекса).
Некоммерческая организация, не являясь членом Национального объединения, не обязана реагировать (отвечать) на запросы и уведомления Национального объединения, в том числе и на требование о перечислении средств компенсационного фонда.
Кстати, в некоммерческой организации, в отличии от СРО, нет средств компенсационного фонда, и ей не надо нести имущественную ответственность за членов СРО перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, так как таковых членов теперь нет.
Некоммерческая организация утрачивает дополнительный орган надзора, то есть Ростехнадзор, на запросы, уведомления, требования и тому подобное, которого также не обязана отвечать (реагировать).
Вот такие трансформации происходят с некоммерческой организацией, которая то приобретает статус СРО, то его утрачивает.
ОТ РЕДАКЦИИ. Комментарии к этой сатье читайте по этой ссылке.