Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 26 февраля 2016 в 12:30
9    26464

: О неправомерности совмещения НОСТРОЙ двух статусов

Татьяна Куралева
Решением Х Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (протокол № 10 от 11 марта 2015 года) утверждена действующая на сегодняшний день редакция Устава Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (в сокращенном наименовании – НОСТРОЙ).

В действующей редакции Устав НОСТРОЙ (далее – Устав) закрепляет за НОСТРОЙ статус общероссийского отраслевого объединения работодателей. С приобретением этого статуса НОСТРОЙ представляет собой ассоциацию, правовое положение которой должно учитывать одновременно особенности правого положения как объединения работодателей, так Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Объединения работодателей пункт 3 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ относит к некоммерческим организациям, создаваемым в организационно-правовой форме ассоциаций. Объединения саморегулируемых организаций часть 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса РФ также относит к ассоциациям. Таким образом, как объединения работодателей, так и объединения саморегулируемых организаций представляют собой разновидности ассоциаций, особенности правового положения каждой из которых в силу части 5 статьи 123.8 Гражданского кодекса РФ устанавливаются соответствующими законами.

Особенности правового положения объединений работодателей устанавливаются Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (далее – Закон № 156-ФЗ). Особенности правового положения Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 156-ФЗ, объединение работодателей представляет собой вид ассоциации, основанной на добровольном членстве работодателей и (или) объединений работодателей. В части 1 статьи 5 Закона № 156-ФЗ добровольность вступления в объединение работодателей и выхода из него выступает как один из принципов деятельности объединения работодателей. В развитие этого принципа пунктом 6 части 2 статьи 7 того же Закона за членами объединения работодателей закрепляется право свободно выходить из объединения работодателей.

Напротив, согласно части 1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ, Национальные объединения саморегулируемых организаций представляют собой вид ассоциаций, основанных на обязательном членстве.

Согласно пунктам 4.1. и 4.3. Устава, саморегулируемая организация является членом НОСТРОЙ со дня внесения сведений о такой организации в Государственный реестр саморегулируемых организаций. Членство в НОСТРОЙ прекращается со дня исключения сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций.

Как следует из вышесказанного и полного наименования НОСТРОЙ, приобретение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, влечёт за собой принудительное наделение такой организации статусом члена общероссийского отраслевого объединения работодателей с вытекающими отсюда для неё гражданско-правовыми последствиями, предусмотренными Законом № 156-ФЗ. Свободное прекращение такой саморегулируемой организацией статуса члена объединения работодателей невозможно без утраты ею своего статуса саморегулируемой организации.

Таким образом, увязывание воедино Уставом статуса саморегулируемой организации со статусом члена объединения работодателей противоречит принципу добровольности вступления в объединение работодателей и выхода из него, предусмотренному частью 1 статьи 5 Закона № 156-ФЗ, и лишает саморегулируемые организации права на свободный выход из объединения работодателей, предусмотренного пунктом 6 части 2 статьи 7 того же закона.

Согласно пункту 3.1. Устава, членами НОСТРОЙ являются некоммерческие организации, созданные в установленной действующим законодательством Российской Федерации организационно-правовой форме, сведения о которых включены в Государственный реестр саморегулируемых организаций. Членство в НОСТРОЙ субъектов предпринимательской деятельности как собственно работодателей строительной отрасли пунктом 3.1. Устава исключается.

В то же время часть 3 статьи 4 Закона № 156-ФЗ определяет общероссийское отраслевое объединение работодателей как объединение, в которое входят работодатели отрасли или вида экономической деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины общего числа работников этой же отрасли или этого же вида экономической деятельности. При этом Уставом общероссийского отраслевого объединения работодателей может быть предусмотрено членство в нём также соответствующих межрегиональных отраслевых объединений работодателей, региональных отраслевых объединений работодателей, территориальных отраслевых объединений работодателей.

Таким образом, часть 3 статьи 4 Закона № 156-ФЗ определяет исчерпывающий перечень субъектов гражданско-правовых отношений, которые могут входить в общероссийское отраслевое объединение работодателей. В этот перечень входят собственно работодатели, а также объединения работодателей, перечисленных в этой части Закона № 156-ФЗ видов. При этом членство в общероссийском отраслевом объединении работодателей собственно работодателей установлено императивно. Факультативно Уставом объединения работодателей этого вида может быть предусмотрено также членство в нём объединений работодателей.

Поскольку пункт 3.1. Устава не предусматривает членство в НОСТРОЙ работодателей строительной отрасли, НОСТРОЙ не отвечает требованиям, которые установлены Законом № 156-ФЗ к общероссийскому отраслевому объединению работодателей.

В ответ на обращение НОСТРОЙ от 4 февраля 2015 года № 02-1843/15 Минюст России письмом от 24 февраля 2015 года № 11-19871/15 разъяснил, что «законодательство Российской Федерации не содержит запретов или ограничений на приобретение статуса объединения работодателей Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соблюдения требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к объединениям работодателей (в том числе к их учредительным документам)».

Разработанный в строгом соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, определяющего особенности правового положения Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, Устав НОСТРОЙ в то же время содержит нарушения ряда требований, предъявляемых Законом № 156-ФЗ к объединениям работодателей.

1. В нарушение требований части 1 статьи 5 и пункта 6 и части 2 статьи 7 Закона № 156-ФЗ статья 4. Устава не определяет условия и порядок добровольного приобретения саморегулируемой организацией статуса члена общероссийского отраслевого объединения работодателей и свободного прекращения такого статуса.

2. В нарушение требований статей 8 и абзаца 6 статьи 14 Закона № 156-ФЗ пункт 5.2. Устава НОСТРОЙ не содержит в качестве обязанности саморегулируемых организаций, обладающих статусом членов общероссийского отраслевого объединения работодателей, соблюдение условий соглашений, заключённых НОСТРОЙ, выполнение обязательств, предусмотренных этими соглашениями.

3. Перечень функций НОСТРОЙ, определённый пунктом 2.2. Устава, не включает следующие обязательные функции (обязанности), предусмотренные статьей 14 Закона № 156:

-​ осуществление контроля за выполнением саморегулируемыми организациями, обладающими статусом членов общероссийского отраслевого объединения работодателей, соглашений, заключённых НОСТРОЙ и регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате;

-​ ведение реестра саморегулируемых организаций, обладающих статусом членов общероссийского отраслевого объединения работодателей.

4. В нарушение требований, установленных частью 3 статьи 4 Закона № 156-ФЗ к общероссийским отраслевым объединениям работодателей пункт 3.1. Устава не предусматривает членство в НОСТРОЙ собственно работодателей, и в силу прямого указания части 2 статьи 10.2 Закона № 156-ФЗ НОСТРОЙ не вправе использовать в своём полном наименовании слова «объединение работодателей» и образованные на их основе словосочетания.

Действующее законодательство наделяет общероссийские отраслевые объединения работодателей широкими полномочиями по ряду вопросов, имеющих существенное значение как для отраслей в целом, так и для отраслевых предпринимательских сообществ (работодателей). Выстроенная НОСТРОЙ правовая конструкция, в нарушение закона отстраняющая работодателей строительной отрасли от непосредственного участия в выработке решений по важнейшим для отрасли вопросам, уже в настоящее время может быть опротестована в установленном порядке.

Статья 3 Федерального закона от 28 ноября 2015 года № 358-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объединениях работодателей» и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» устанавливает обязанность объединений работодателей, созданных до дня вступления силу этого закона в течение одного года со дня его вступления в силу привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями Закона № 156-ФЗ. До приведения Устава НОСТРОЙ в соответствие с требованиями Закона № 156-ФЗ этот устав считается действующим в части, не противоречащей Закону № 156-ФЗ, то есть как Устав Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

В связи с необходимостью внесения изменений в Устав НОСТРОЙ и невозможностью обеспечить непротиворечивость Устава НОСТРОЙ требованиям, установленным Законом № 156-ФЗ к объединениям работодателей вообще и общероссийским отраслевым объединениям работодателей в частности, предлагается:

-​ исключить из полного наименования НОСТРОЙ словосочетание «общероссийское отраслевое объединение работодателей»;

-​ исключить из Устава НОСТРОЙ непрофильные для Национального объединения саморегулируемых организаций функции, которые Закон № 156-ФЗ относит к функциям общероссийского отраслевого объединения работодателей.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии