Если послушать речи политиков, посмотреть программы развития, то есть ощущение, что проблема жилья волнует руководство страны, и власти заняты её решением. Однако анализ этих действий, не убеждает в этом или, прости меня Господи, говорит об отсутствии компетенции у «власть имущих».
Сама проблема очевидна, об этом говорят цифры состояния жилого фонда, конфликтные ситуации в системе управления, содержания, распределения и отсутствие перспективы её решения. Что мешает справиться с ней или хотя бы запустить процесс положительной динамики? Миллионы граждан, каждый день, занимаются её решением, строители озабочены поиском работы и готовы строить, ремонтировать и создавать новые города и поселения.
Получается, есть спрос, есть предложение, нет механизма решения! Как правило, всё сводится к трём основным задачам:
1. Предельно удешевить цену квадратного метра жилья, без ущерба качеству.
2. Наладить заводской выпуск технологичных стройматериалов и фрагментов жилого дома.
3. Разработать кредитно-финансовые механизмы, позволяющие приобретать жильё
гражданами.
Первый пункт, пытаются решить призывами и лозунгами. Но эти заклинания не влияют на экономику, это наука, и она требует конкретных решений. Тупое снижение цены на жильё приводит к появлению уродливых форм этого продукта, которые назвать жильём нет возможности. Изменить затраты в земельном вопросе и организации оснащение её коммуникациями, за счёт налоговых маневров и административного ресурса желания нет, или умения. Хотя в мире существуют десятки решений подобных задач.
Ещё один фактор снижения цен на жильё, его массовое, типовое строительство. Кто должен организовать этот процесс, гражданин, строитель или власть? Положительная практика говорит об этом, и можно иметь 50 процентов снижения, но не от цены постройки существующих «шедевров» архитектуры, а от объективных затрат на строительство современного, энергоэффективного, качественного жилья, в его обычном исполнении. Будучи в США в 1999 году, я был поражён информацией об опыте массовых застроек, и многое мне казалось бредом.
Однако сейчас я понимаю многое. Полная комплектация дома бытовой техникой, позволяла строителям, экономить большие деньги, для будущих жильцов, удешевляя стоимость дома. Так при заказе тысяч стиральных машин, их цена могла составлять до 30 процентов, от стоимости в торговой точке. И так по каждой позиции, в комплектации дома, при его строительстве. Но это только один элемент снижения затрат, при массовом, типовом строительстве.
Теперь о втором пункте, решение которого невозможно без решения первого. Снизить стоимость жилья, при его строительстве, можно увеличив производительность труда, которая у нас меньше мирового уровня в 2 – 3 раза. Необходимо, так же, повысив эффективность при производстве и комплектации стройматериалами. Здесь решение одно – индустриализация. Необходимо перенести основной процесс в заводской цех, где будет обеспечена высокая производительность, качество, эффективность и скорость строительства. Опять всё упирается в типовой, массовый процесс, без этого индустриализация невозможна.
Следующий пункт, это финансовый инструмент. Нет возможности у гражданина или строителя, организовать приемлемый финансовый институт, который бы мог корректно решать проблему платёжеспособности населения. Ипотека, хороша, но для очень ограниченного числа граждан России. Вся выгода от неё остаётся у банков. Если не отделить финансовый сегмент экономики страны, в виде сбережений граждан, которые копят свои кровные на решение вопроса жилья, от банковского сектора, мы не решим проблему платёжеспособности населения. Это элементарное понятие давно известно, давно найдено решение, но только не у нас.
Попытка была, был рождён закон № 215-ФЗ от 1 апреля 2005года, но «ноги» ему государство так и не организовало. Необходимо изменить функции властей в регионах, убрать ненужные ограничения и повысить ответственность за решение проблемы жилья. Это социальная задача и рынок здесь не справится. Вместе с решением этой проблемы, регионы получат импульс экономического развития. Кластерный подход к организации подобного решения будет иметь положительный эффект и создаст базу развития для малого и среднего бизнеса. Пора на полную мощь включить механизм ГЧП и объединить усилия по решению вековой проблемы.
Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)
Опубликовано:
10 марта 2016 в 10:03
2016-03-10T10:03:00
8
24003
Владимир Бондаренко: Пора на полную мощь включить механизм ГЧП и объединить усилия по решению жилищной проблемы
Не менее интересные новости за неделю
Войдите, чтобы оставить комментарий.