Ранее уже приходилось обращать внимание представителей СРО на то, что рабочая группа по подготовке изменений и дополнений в регламентирующие документы НОСТРОЙ грубо нарушила решения Всероссийского съезда СРО в Барнауле, почти полностью проигнорировав предложения, поступившие от СРО в соответствующие сроки.
Сейчас уже не хочется повторяться и писать о самых лучших или правильных предложениях, а таких действительно было большинство. В преддверии рассмотрения проекта Устава на Окружных конференциях есть желание сравнить действующий Устав и получившийся проект. Буду подробно разбирать каждый пункт или подпункт, иногда ссылаясь на законодательство, в лице Градостроительного кодекса. Приходится со многими согласиться, что сам Градостроительный кодекс далёк от совершенства, но от чего-то надо же оттолкнуться.
Итак, начнём.
Глава 1.
В пункте (далее - п.) 1.1 убрали (в конце) «и созданной для предоставления и защиты общих интересов таких саморегулируемых организаций».
Значит теперь не надо заниматься «защитой общих интересов СРО».
В п. 1.7 слово «приобретает» заменили на «приобрело» и добавили в конце «с 10» декабря 2009 года».
Констатация факта, только и всего. Это предлагали многие СРО.
В п. 1.8 после слова «имуществом» добавили «на любом предусмотренном законом праве».
Зачем?
В п. 1.9 убрали слова «и за её пределами» и «настоящим».
Констатация факта, только и всего. Это предлагали многие СРО.
Добавили пункт 1.11, точнее вставили пункт, которого не было: «Объединение в целях размещения информации о своей деятельности и обеспечения доступа к этой информации имеет сайт в сети «Интернет», права на доменное имя которого принадлежит Объединению».
Имеет или должно иметь? А если не имеет, что тогда делать?
В п. 1.12 (ранее 1.11) убрали слово «настоящий», а слова «создавать другие некоммерческие организации, вступать в некоммерческие организации» заменили на слова «участвовать в некоммерческих организациях».
Более чётко прописали непринципиальный пункт.
В п. 1.13 (ранее 1.12) слова «сведений о саморегулируемой организации, выдавшей свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» заменили на слова «члена Объединения», убрали слово «субсидиарную», после слова «кодексом» добавили слова «Российской Федерации».
А вот здесь произошёл сбой. Прошу обратить внимание на пункт 5.2 Градостроительного кодекса (естественно, Российской Федерации), где указано что «Саморегулируемая организация исключается из членов Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в случае исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций». А теперь переведу. Из государственного реестра СРО исключаются сведения о СРО, а не член Национального объединения. Зачем здесь слова переставили и неправильно?
В п. 1.15 (ранее 1.14) убрали слова «не преследует в качестве основной цели извлечение прибыли и не перераспределяет прибыль» заменив их словами «ведет хозяйственную деятельность, все доходы», а слова «от своей деятельности между членами Объединения, а полученные средства направляет» заменили словами «которой направляются», добавив в конце слова «и не распределяет доходы, полученные от этой деятельности между членами Объединения».
Хорошо, что убрали про прибыль, так как это было явным проколом в уставе некоммерческой организации.
Добавили п. 1.16 (ранее не было): Президент Объединения, руководители органов Объединения в рамках своих полномочий представляют Объединение в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных российских организациях и за пределами Российской Федерации.
Если посмотреть дальше проект Устава, то к органам Объединения отнесены «Окружные конференции». Сразу возникает вопрос: А кто является руководителем органа Объединения – Окружной конференции? Может быть координатор? А может быть кто-то ещё? А ведь он представляет Объединение в различных органах власти.
В п. 1.17 (ранее 1.15) внесли некоторые исправления, в частности:
в п.п. 1.17.1 слова «саморегулируемых организаций» заменили на слова «членов Объединения», а слова «федеральными законами» заменили словами «федеральным законом».
Первая замена смотрится логичной, а вот вторая абсурдной, так как слова«федеральными законами» надо было заменить на слова «Гражданским кодексом», как в части 9 статьи 55.20 Градостроительного кодекса.
В п.п. 17.3 убрали слова «за исключением осуществляющих деятельность, соответствующую требованиям пункта 9.10.11 настоящего Устава».
Данное исправление устраняет нарушение Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В п.п. 17.4 убрали слова «том числе» добавив в конце слова «соответствии с требованиями, содержащимися в статье 1.18 Устава».
Технические правки с учётом добавления нового пункта.
Добавили п. 1.18 (ранее не было):
1.18. Объединение осуществляет деятельность, строго соблюдая требования по предотвращению конфликта интересов, учета заинтересованных лиц, при этом имея ввиду:
1.18.1. под заинтересованными лицами понимаются Президент Объединения, члены Совета Объединения и Ревизионной комиссии;
1.18.2. под личной заинтересованностью указанных в пункте 1.18.1 Устава лиц понимается материальная или иная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на обеспечение прав и законных интересов Объединения и (или) его членов;
1.18.3. под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность указанных в пункте 1.18.1 Устава лиц влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами Объединения или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда законным интересам Объединения, в том числе:
- заключение Объединением любых сделок, соглашений о партнерстве, сотрудничестве с организациями, учрежденными и (или) контролируемыми заинтересованными лицами;
- заключение любых соглашений, договоров, вследствие которых предполагается выплата вознаграждения, заработной платы или получение любой выгоды в денежной или материальной форме заинтересованными лицами;
- использование заинтересованными лицами или учрежденными и (или) контролируемыми ими организациями, возможностей Объединения, а именно принадлежащего Объединению имущества, имущественных и неимущественных прав, возможностей в области предпринимательской деятельности, информации о деятельности и планах Объединения, имеющей для него ценность;
- предоставление принадлежащего Объединению имущества в залог в обеспечение исполнения обязательств иных лиц;
- выдача поручительств, содержащих финансовые обязательства;
- приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг, выпущенных саморегулируемыми организациями и их членами;
- обеспечение исполнения своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами;
- совершение иных сделок в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.18.4. Заинтересованные лица, действия которых в период участия в работе Объединения могут привести или привели к возникновению конфликта интересов, должны заблаговременно уведомить Совет Объединения о такой перспективе в случае планируемого привлечения такого лица к осуществлению сделки, в которой может проявиться его заинтересованность, а если заблаговременное уведомление не было возможным, то обязаны уведомить немедленно при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о наличии конфликта интересов.
Странным видится сама постановка вопроса о конфликте интересов в коллегиальных органах Объединения: Совете и Ревизионной комиссии. Хорошо звучит слово «заблаговременно», так как более расплывчатого слова можно и не подобрать. А может быть в «разумные сроки»? Хотя от перестановки слагаемых сумма вряд ли изменится. Великолепно указано: «немедленно при обнаружении…». Как-то это всё совсем по-детски. Даже не хочется обращать внимание на то, что член Совета именно Совету рассказывает о конфликте интересов. Это называется просто – круговая порука, а не борьба с конфликтом интересов. Разумной мерой борьбы с конфликтом интересов был бы прямой запрет, то есть лицо не должно его (конфликт интересов) допустить. Если же лицо допустило конфликт интересов, то со дня возникновения данного конфликта интересов должны быть прекращены полномочия данного лица. Всё просто и честно.
Алексей Старицын 02.10.2013
Продолжение
Глава 2
Изменили название главы 2. Было «2. ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ», а стало «2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ, то есть некоторые слова переставили, а одно «функции» добавили.
В п. 2.1 слова «Целями Объединения являются:..» заменили словами «Объединение создано для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных и не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей:..».
В п. 2.1.3 слова «обеспечение взаимодействия указанных» заменили словом «взаимодействие».
В п. 2.2 слова «Предметом деятельности Объединения (содержанием деятельности и функциями Объединения) являются» заменили словами «Функциями Объединения являются»
В п. 2.2.1 слова «представление интересов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления» заменили словами «обсуждение вопросов государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе».
П 2.2.1 дополнили двумя абзацами:
- участие в разработке и обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, государственных программ, затрагивающих вопросы строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также направление в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых Объединением независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
- направление запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления информации для получения от этих органов информации, необходимой для выполнения Объединением возложенных на него федеральным законом и Уставом функций, в установленном федеральным законом порядке.
Пункты с 2.2.2 по 2.2.12 изложили в новой редакции:
«2.2.2. представление интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
2.2.3. формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе:
- внесение на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложений по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- участие в разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ и проектов социально-экономического развития, инвестиционных проектов;
2.2.4. защита интересов саморегулируемых организаций в установленном законом порядке;
2.2.5. рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций и их членов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействия) саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
2.2.6. размещение средств, зачисленных на счет Объединения компенсационных фондов саморегулируемых организаций, сведения о которых исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций; осуществление выплат из указанных средств в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности; размещение временно свободных денежных средств в депозиты и (или) депозитные сертификаты в кредитных организациях с контрольным (блокирующим) пакетом акций, принадлежащих Российской Федерации;
2.2.7. участие в лице уполномоченных представителей в составе комиссий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, содействие их максимальной эффективности и прозрачности;
2.2.8. осуществление поддержки и стимулирования инновационной активности членов Объединения, содействие внедрению новейших достижений науки и техники, отечественного и мирового опыта в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2.2.9. участие в проведении конкурсов, выставок, конференций, совещаний, семинаров, форумов и иных мероприятий, направленных на стимулирование членов Объединения к повышению надежности и эффективности их деятельности и повышению качества производимых их членами товаров (работ, услуг), распространению лучшего опыта в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2.2.10. осуществление методической деятельности в области саморегулирования подготовка проектов нормативных актов, методических пособий и рекомендаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2.2.11. анализ деятельности Объединения и членов Объединения на предмет их соответствия требованиям, определенным федеральным законом и предъявляемым к саморегулируемым организациям и Объединению;
2.2.12. обеспечение информационной открытости деятельности Объединения и его членов;
2.2.13. развитие и укрепление контактов с Национальными объединениями саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации, а также с объединениями строителей зарубежных стран».
В данном случае некоторые пункты почти повторились (2.2.4 и 2.2.4 (сначала пункт из действующего, а потом из проекта), 2.2.6 и 2.2.5, 2.2.7 и 2.2. 112.2.8 и 2.2.12), а вот другие изменились, до неузнаваемости. Интересно здесь то, что видна попытка привести именно эту часть Устава в соответствие с Градостроительным кодексом (часть 8 ст. 55.20). Именно попытка, которая заслуживает внимания, но не более.
В п. 2.3 слова «Для достижения целей Объединения, осуществления деятельности, определенной в п. 2.2 настоящего Устава, Объединение имеет право» заменены словами «Объединение вправе осуществлять следующие функции».
Складывается впечатление, что п. 2.3 является продолжением п. 2.4, где как раз и определены функции Объединения. Появление ещё одного пункта с функциями вызывает недоумение.
Соответственно, подпункты п. 2.3 сильно отличаются. В частности, п. 2.3.2 в проекте очень похож на 2.2.11 в действующем уставе, а п. 2.3.1 – на п. 2.3.10.
В п. 2.4 слова «наряду с определенными п.2.3 настоящего Устава правами имеет иные права, если только они не ограничены законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом» заменены словами «осуществляет или вправе осуществлять иные функции и права, если они не противоречат действующему законодательству и Уставу».
После рассмотрения новшеств «Главы 2» проекта Устава сложилось впечатление, что производилась перестановка мест слагаемых в сумме, которая ещё исказила саму сумму. Так что в этой части ответить на вопрос: «Стало ли лучше?» однозначно не получается.
Продолжение
Глава 3
Название главы осталось прежним.
В п. 3.1 после слова «являются» добавили слово «только». Последнее предложение исключили полностью.
В п. 3.4 исключили слова «юридического лица».
Данные изменения носят технический характер, в тоже время, появление слова «только», считаю необязательным.
Продолжение
Глава 4
Название главы изменилось. Слова «ПРИЕМА В ЧЛЕНЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ,» заменены словами «ВОЗНИКНОВЕНИЯ И».
В п. 4.1 слова «возникают» заменено словами «все права и обязанности члена Объединения возникают».
П. 4.2 остался прежним.
В п. 4.3 слова «прекращается в случае прекращения у члена Объединения статуса» заменены словами «со дня исключения сведений о», а слово «основанной» заменено словами «из государственного реестра саморегулируемых организаций, основанных».
П. 4.4 остался прежним.
Данные изменения носят технический характер.
Например, в части 5.2 Градостроительного кодекса указано, что Саморегулируемая организация исключается из членов Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в случае исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Может быть и
повторяюсь…
Главы 12-14
Глава 12.
Добавили пункт 12.7 «Разработка проекта
сметы доходов и расходов, порядок формирования доходов Объединения, порядок
использования имущества Объединения определяются Бюджетным Регламентом
Объединения. Бюджетный регламент определяет порядок формирования и
использования имущества, а также структуру сметы доходов и расходов (бюджета)».
Почему именно бюджетный регламент? Может быть надо быть проще – «Положение
о порядке составления сметы доходов и расходов». А лучше этот пункт не вносить
в устав, так как он не несёт никакой смысловой нагрузки, так, одна декларация.
Глава 13
В п. 13.1 убрали слова «и дополнений».
В п. 13. Убрали слово «Объединения».
Глава 14.
П. 14.4 убрали.
Как видите, три главы
почти не изменились. Перестановка слов в главах 1-4 также носила отвлекающий юридически-технический
характер.
А вот как
предлагалось изложить данные главы с УЧЁТОМ предложений, поступивших от
саморегулируемых организаций. Как вы успели заметить, данные главы в проекте устава
мало отличаются от первоначального (действующего устава).
Меня с самого начала
(ещё при первом чтении устава НОСТРОЙ) порадовал п. 12.2. «Уставный капитал в Объединении не
формируется».
12. ИСТОЧНИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ОБЪЕДИНЕНИЯ
12.1.
Имущество Объединения составляют материальные и финансовые ресурсы,
нематериальные активы, а также иное имущество, включая имущественные права,
находящееся на его балансе и являющееся собственностью Объединения.
Источниками
формирования имущества Объединения в денежной и иных формах являются:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей (членов);
-
добровольные имущественные и иные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды
(доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и
вкладам;
- доходы, получаемые от собственности Объединения;
- другие не
запрещенные законодательством источники.
12.2. Имущество используется Объединением в соответствии с функциями,
определёнными уставом.
12.3. Имущество, переданное Объединению его
членами в качестве взносов и иных отчислений на нужды Объединения, не подлежит
возврату.
13. ПОРЯДОК
ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ ОБЪЕДИНЕНИЯ
13.1. Решения о принятии устава и утверждении внесения в
него изменений принимаются большинством в 2/3 голосов членов Объединения, принимающих участие в съезде.
14. РЕОРГАНИЗАЦИЯ,
ЛИКВИДАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
14.1.
Реорганизация Объединения осуществляется в случаях, в форме и в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации. Решение по вопросу принятия
решения о реорганизации принимаются большинством в
2/3 голосов членов Объединения.
14.2.
Ликвидация Объединения производится по решению съезда или суда. Решения по вопросам принятия решения о ликвидации, создания ликвидационной комиссии
принимаются большинством в 2/3 голосов
членов Объединения.