Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

12.12.2011 Судебное решение А20-2132/2011.


8/2011-35201(1)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е 
 
г.Нальчик Дело № А20-2132/2011
12 декабря 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2011,
полный текст решения изготовлен 12.12.2011.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе судьи 
Ф.А.Цыраевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи 
Т.Х.Сабанчиевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограничен-
ной ответственностью «Спецстрой-Б», г. Нальчик 
к Некоммерческому партнерству «Саморегулируемая организация «Объединение 
строителей Кабардино-Балкарской Республики», 
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относитель-
но предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «АССО», общества 
с ограниченной ответственностью «Монолит БЭСТ», общества с ограниченной от-
ветственностью «Город-Строй» и общества с ограниченной ответственностью «Ре-
гионСтройСервис» 
о признании недействительными решений общего собрания членов саморегули-
руемой организации,
при участии в судебном заседании:
от истца – Чеченова М.Г. по доверенности от 12.01.2011 г. №21,
от ответчика – Шериевой А.М. по доверенности от 08.08.2011 № 63,
от третьих лиц: 
от ООО «АССО» - Матаева Х.М. по доверенности от 05.12.2011 № 11,
от ООО «Монолит БЭСТ» - Матаева Х.М. по доверенности от 04.12.2011 № 4,
от ООО «Город-Строй» - Безировой И.А. по доверенности от 01.12.2011 № 4,
от ООО «РегионСтройСервис» - Губжокова А.А. по доверенности от 01.06.2011,
 
У С Т А Н О В И Л :
 
2 А20-2132/2011
Общество с ограниченной ответственностью «Спецстрой-Б» обратилось в 
Арбитражный суд Кабардино-Балдкарской Республики с иском к Некоммерческому 
партнерству «Саморегулируемая организация «Объединение строителей Кабарди-
но-Балкарской Республики» о признании недействительными решений общего соб-
рания членов саморегулируемой организации от 23.06.2011 об утверждении: отче-
та правления, отчета генерального директора, годовой бухгалтерской отчетности, 
устава в новой редакции, положения об общем собрании партнерства, правил по-
вышения квалификации и аттестации специалистов – работников членов саморегу-
лируемой организации, а также об избрании в состав правления Уянаева Ибрагима 
Конаковича и Войтова Алексея Ивановича.
 
Исковые требования основаны на статье 29 Федерального закона «О неком-
мерческих организациях» и статьях 225.1-225.4 Арбитражного процессуального 
кодекса Российской Федерации и аргументированы тем, что саморегулируемой ор-
ганизацией для рассмотрения на общем собрании не включены предложения об-
щества; оспариваемые решения приняты в отсутствие кворума.
 
В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал исковые 
требования и просил их удовлетворить.
 
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в от-
зыве на исковое заявление (т.1, л.д. 123125).
Третьи лица письменный отзыв на исковое заявление не представили. Вме-
сте с тем в ходе судебного разбирательства представители третьих лиц заявили о 
том, что принадлежащие им бюллетени для голосования не подписаны ошибочно, 
но они подтверждают позицию, которая содержится в бюллетенях для голосования.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, установлено сле-
дующее.
 
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических 
лиц от 29.06.2011 Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация 
«Объединение строителей Кабардино-Балкарской Республики» зарегистрировано в 
качестве юридического лица 17.08.2009 за основным государственным регистраци-
онным номером 1090700000544 (т.1, л.д.37-47).
 
Согласно реестру, членами указанного партнерства являются 202 члена, в 
том числе общество «Спецстрой-Б» (т.3, л.д.32-80).3 А20-2132/2011
Саморегулируемой организацией в адрес общества «Спецстрой-Б» направ-
лено объявление о проведении общего собрания членов саморегулируемой органи-
зации 23.06.2011 со следующей повесткой дня:
 
1. Утверждение отчета Правления Партнерства.
2. Утверждение отчета Генерального директора Партнерства.
3. Утверждение годовой бухгалтерской отчетности Партнерства.
4. Утверждение сметы Партнерства.
5. Утверждение отчета Ревизионной комиссии.
6. Избрание членов Ревизионной комиссии.
7. Упразднение Третейского суда Партнерства.
8. Утверждение Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безо-
пасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Минре-
гиона РФ от 30.12.2009 N 624 (в редакции приказа от 23.06.2010 №294).
9. Утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность Парт-
нерства:
1) Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказы-
вают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключе-
нием работ, выполняемых на особо опасных и технически сложных объектах 
капитального строительства;
2) Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, связанным со 
строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом на особо опасных, тех-
нически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на 
безопасность указанных объектов;
3) Устава в новой редакции;
4) Положения об общем собрании членов Партнерства; 
5) Положения о Правлении Партнерства; 
6) Положения о Генеральном директоре Партнерства; 
7) Положения о компенсационном фонде; 
8) Положения о вступительных и членских взносах;
9) Требования к страхованию членами Партнерства гражданской ответст-
венности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недос-
татков строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов 
капитального строительства;
10) Правила контроля в области саморегулирования;4 А20-2132/2011
11) Положения о применении мер дисциплинарного воздействия за несо-
блюдение членами Партнерства требований технических регламентов, требований 
к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, 
требований стандартов и правил саморегулирования;
12) Правила повышения квалификации и аттестации специалистов - работ-
ников членов Партнерства;
10. Признание утратившими силу следующих документов: 
-Положения о третейском суде от 28.05.2010г;
-Положения об информационной открытости деятельности членов Партнерст-
ва; 
-Правила обеспечения имущественной ответственности членов Партнерства.
11. Исключение из членов Партнерства индивидуальных предпринимателей и 
юридических лиц в соответствии с п.3 ч.2 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ.
12. Избрание членов Правления.
13. Избрание Председателя Правления.
Обществом «Спецстрой-Б» направлено предложение о включении в повест-
ку дня общего собрания следующих вопросов (проектов):
- решения: «Установить на 2011 год вступительный взнос в размере 20 000 
руб. и ежегодный членский взнос, исходя из расчета 1 500 руб. в месяц»;
- сметы доходов и расходов на содержание партнерства на 2011 год;
- поправок (изменений) к документам, регламентирующим деятельность парт-
нерства – устава, положения об общем собрании, правил контроля в области само-
регулирования, положения о применении мер дисциплинарного воздействия, пра-
вил повышения квалификации и аттестации специалистов-работников членов 
партнерства.
 
23.06.2011 состоялось общее собрание членов саморегулируемой организа-
ции, на котором приняты следующие решения:
-об утверждении отчета правления партнерства;
-об утверждении отчета генерального директора;
-об утверждении годовой бухгалтерской отчетности;
-об утверждении Устава в новой редакции;
-об утверждении Положения об общем собрании партнерства;
-об утверждении Правил повышения квалификации и аттестации специали-
стов-работников членов партнерства,5 А20-2132/2011
-об избрании членами правления Уянаева И.К. и Войтова А.И.
Ссылаясь на то, что саморегулируемой организацией предложенные обще-
ством вопросы в повестку дня общего собрания не включены; для принятия реше-
ний на общем собрании не имелся кворум, общество «Спецстрой-Б» обратилось в 
арбитражный суд с рассматриваемым иском.
 
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О не-
коммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основан-
ная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) 
юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, 
направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоя-
щего Федерального закона.
 
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих орга-
низациях" требования учредительных документов некоммерческой организации 
обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителя-
ми (участниками).
 
Право на участие делами некоммерческого партнерства, право на получение 
информации о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учре-
дительными документами порядке предусмотрено пунктом 3 статьи 8 Федерально-
го закона "О некоммерческих организациях".
 
Пунктом 5 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что члены некоммер-
ческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учреди-
тельными документами и не противоречащие законодательству.
 
Пунктами 6.3.3 и 6.3.6 устава предусмотрены право членов партнерства вно-
сить на рассмотрение органов управления партнерства предложения, замечания, 
программы и проекты, направленные на достижение целей и задач партнерства; 
участвовать в разработке предложений, замечаний, программ и проектов, касаю-
щихся вопросов деятельности и направленных на достижение целей и задач парт-
нерства. Участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих ре-
шений в порядке, определенном уставом.
 
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О 
саморегулируемых организациях" любой член саморегулируемой организации в 
случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) са-
морегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управ-
ления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном 6 А20-2132/2011
порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Феде-
рации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера-
ции предметом защиты в суде являются нарушенные или оспариваемые права и 
законные интересы лица, обратившегося заинтересованного лица.
 
Право на иск по смыслу названной статьи Арбитражного процессуального 
кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту опре-
деляется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца 
(заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. 
N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" высшими органами управления неком-
мерческими организациями в соответствии с их учредительными документами яв-
ляются:
 
коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой 
организации;
общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (сою-
за).
Состав и компетенция органов управления общественными организациями 
(объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях 
(объединениях).
В силу пункта 3 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организа-
циях" к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией 
относится решение следующих вопросов:
изменение устава некоммерческой организации;
определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой орга-
низации, принципов формирования и использования ее имущества;
образование исполнительных органов некоммерческой организации и дос-
рочное прекращение их полномочий;
утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в 
него изменений;
создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организа-
ции;
участие в других организациях;7 А20-2132/2011
реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением 
ликвидации фонда).
 
Учредительными документами некоммерческой организации может преду-
сматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управле-
ния, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотрен-
ных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.
 
Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоя-
щего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управле-
ния некоммерческой организацией.
 
Согласно статье 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации к 
исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой органи-
зации относятся следующие вопросы:
 
1) утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него измене-
ний;
2) избрание тайным голосованием членов постоянно действующего коллеги-
ального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекраще-
ние полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий от-
дельных его членов;
3) избрание тайным голосованием руководителя постоянно действующего 
коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное 
прекращение полномочий такого руководителя;
4) установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и 
порядка их уплаты;
5) установление размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируе-
мой организации, порядка его формирования, определение возможных способов 
размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. 
При этом размеры взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организа-
ции устанавливаются в размере не ниже минимальных размеров взносов в компен-
сационный фонд саморегулируемой организации, предусмотренных пунктом 2 час-
ти 1, пунктом 2 части 2 статьи 55.4 и частями 6 и 7 статьи 55.16 настоящего Кодек-
са;
6) утверждение документов, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 55.5 на-
стоящего Кодекса;8 А20-2132/2011
7) принятие решения об исключении из членов саморегулируемой организа-
ции в соответствии с частью 2 статьи 55.7 настоящего Кодекса;
8) принятие решения о прекращении действия свидетельства о допуске к ра-
ботам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строи-
тельства, в соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 55.8 настоящего Кодекса;
9) принятие решения об участии саморегулируемой организации в некоммер-
ческих организациях, в том числе о вступлении в ассоциацию (союз) саморегули-
руемых организаций, торгово-промышленную палату, выходе из состава членов 
этих некоммерческих организаций;
10) определение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безо-
пасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче 
свидетельства о допуске к которым относится к сфере деятельности саморегули-
руемой организации;
11) установление компетенции исполнительного органа саморегулируемой 
организации и порядка осуществления им руководства текущей деятельностью са-
морегулируемой организации;
12) принятие иных решений, которые в соответствии с настоящим Кодексом, 
Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", другими федераль-
ными законами и уставом некоммерческой организации отнесены к исключитель-
ной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.
Согласно части 3 статья 16 Федерального закона «О саморегулируемых орга-
низациях» к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации 
относятся следующие вопросы:
 
1) утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него измене-
ний;
2) избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управле-
ния саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указан-
ного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;
3) назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного 
исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение 
такого лица от должности;
4) утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их 
применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой 9 А20-2132/2011
организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, ус-
ловий членства в саморегулируемой организации;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
5) определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой 
организации, принципов формирования и использования ее имущества;
6) утверждение отчета постоянно действующего коллегиального органа 
управления саморегулируемой организации и исполнительного органа саморегули-
руемой организации;
7) утверждение сметы саморегулируемой организации, внесение в нее изме-
нений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой органи-
зации;
8) принятие решения о добровольном исключении сведений о саморегули-
руемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций;
9) принятие решения о реорганизации или ликвидации некоммерческой орга-
низации, назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии;
10) рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов саморегулируемой 
организации, на необоснованность принятого постоянно действующим коллеги-
альным органом управления саморегулируемой организации на основании реко-
мендации ее органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов само-
регулируемой организации мер дисциплинарного воздействия решения об исклю-
чении этого лица из членов саморегулируемой организации и принятие решения по 
такой жалобе;
11) принятие иных решений в соответствии с федеральными законами и уста-
вом некоммерческой организации.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 29 Федерального закона "О некоммер-
ческих организациях" общее собрание членов некоммерческой организации или 
заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организа-
цией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более 
половины его членов.
 
Решение указанного общего собрания или заседания принимается большин-
ством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение об-
щего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего 
органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или 
квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Феде-10 А20-2132/2011
ральным законом, иными федеральными законами и учредительными документа-
ми.
 
Положения, содержащиеся в абзаце втором пункта 4 статьи 29 Закона подле-
жат толкованию во взаимосвязи. Законодатель предусмотрел, что, по общему пра-
вилу, решение на общем собрании принимается большинством голосов членов, 
присутствующих на собрании. В отношении же вопросов, относящихся к исключи-
тельной компетенции общего собрания законом установлен особый порядок, а 
именно - решение может быть принято либо единогласно, либо квалифицирован-
ным большинством голосов. Таким образом, предложение второе абзаца второго 
пункта 4 статьи 29 Закона по своему смыслу представляет исключение из общего 
правила, содержащегося в предложении первом. При этом, в указанной норме не 
установлен ни конкретный кворум, который требуется для принятия решения, ни 
порядок его исчисления. Законом не установлено, что кворум должен исчисляться 
от общего числа членов некоммерческого партнерства. В указанной норме имеется 
отсылка к иным федеральным законам и учредительным документам. В других фе-
деральных законах, регулирующих деятельность некоммерческого партнерства -
Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" и Градостроительном 
кодексе Российской Федерации также не содержится норм, устанавливающих по-
рядок принятия решения по вопросам, относящимся к исключительной компетен-
ции общего собрания. Таким образом, окончательно, с определением необходимо-
го кворума и порядка его исчисления должен быть предусмотрен в учредительных 
документах.
 
Пунктом 9.8. Устава саморегулируемой организации установлено, что реше-
ние общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствую-
щих на собрании. Решение общего собрания по вопросам его исключительной 
компетенции принимается единогласно или квалифицированным большинством 
голосов. 
 
Таким образом, в Уставе саморегулируемой организации не конкретизирова-
но какое количество голосов требуется для принятия решений по вопросам, отно-
сящимся к исключительной компетенции общего собрания.
Истец полагает, что решения по вопросам, относящимся к исключительной 
компетенции общего собрания, должны приниматься единогласно.11 А20-2132/2011
На общем собрании членов саморегулируемой организации, состоявшемся 
23.06.2011, по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего 
собрания приняты следующие решения:
 
-об утверждении отчета правления партнерства;
-об утверждении отчета генерального директора;
-об утверждении годовой бухгалтерской отчетности;
-об утверждении Устава в новой редакции;
-об избрании членами правления Уянаева И.К. и Войтова А.И.
По вопросам, не относящимся к компетенции общего собрания приняты 
следующие решения: -
-об утверждении Положения об общем собрании партнерства;
-об утверждении Правил повышения квалификации и аттестации специали-
стов-работников членов партнерства.
 
Как видно из материалов дела, в общем собрании 23.06.2011 приняли уча-
стие 110 членов саморегулируемой организации, то есть более половины ее членов.
Исходя из требований пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О неком-
мерческих организациях» и пункта 9.7 Устава саморегулируемой организации соб-
рание было правомочно.
 
Для принятия решения по вопросам, относящимся к исключительной ком-
петенции общего собрания должны были проголосовать 73 члена саморегулируе-
мой организации (2/3 от числа присутствовавших). При этом арбитражный суд ис-
ходит из наименьшего количества голосов квалифицированного большинства, по-
скольку уставом саморегулируемой организации данный вопрос не конкретизиро-
ван.
 
Согласно протоколу по итогам голосования на общем собрании 23.06.2011 
зафиксированы следующие результаты: всего бюллетеней 78 шт. За утверждение 
отчета правления проголосовало 75, против -2, воздержавшихся – нет; за утвержде-
ние отчета генерального директора проголосовало 76, против – 1, воздержавшихся 
нет; за утверждение годового бухгалтерского отчета проголосовало 74, против -3, 
воздержавшихся – 1; за принятие устава в новой редакции проголосовало 74, про-
тив – нет, воздержавшихся – 3; за избрание членами Правления Уянаева И.К. -74, 
против -1, воздержавшихся – нет; недействителен 1 бюллетень; за избрание членом 
правления Войтова А.И. – 74, против и воздержавшихся нет, недействителен 1 
бюллетень.12 А20-2132/2011
 
Как видно из представленных ответчиком документов, фактические резуль-
таты голосования следующие: всего бюллетеней – 78. За утверждение отчета прав-
ления проголосовало 72, против -2, воздержавшихся – нет, не подписанных бюл-
летеня - 4; за утверждение отчета генерального директора проголосовало 73, про-
тив – 1, воздержавшихся нет, не подписанных бюллетеней -4; за утверждение годо-
вого бухгалтерского отчета проголосовало 70, против -3, воздержавшихся – 1, не
подписанных бюллетеней - 4; за принятие устава в новой редакции проголосовало 
71, против – 1, воздержавшихся – 2, не подписанных бюллетеней -4. За избрание 
членами правления Уянаева И.К. и Войтова А.И. проголосовало 73, недействитель-
ных бюллетеней 2.
 
Из представленных в дело копий бюллетеней для голосования усматривает-
ся, что 4 бюллетеня для открытого голосования, в том числе бюллетени общества с 
ограниченной ответственностью «АССО», общества с ограниченной ответственно-
стью «Монолит БЭСТ», общества с ограниченной ответственностью «Город-
Строй» и общества с ограниченной ответственностью «РегионСтройСервис» оказа-
лись не подписанными (т.2, л.д. 92,113, 114, 128).
При этом в бюллетенях указано, что он считается недействительным в том 
случае, если отсутствует подпись члена саморегулируемой организации или его 
уполномоченного представителя.
 
Приложением № 2 Приказа Министерства экономического развития и тор-
говли Российской Федерации от 01.09.2004 № 235 об утверждении типовых форм 
бюллетеня для голосования предусмотрено, что бюллетень для голосования, в ко-
тором знак проставлен более чем в одном квадрате либо не поставлен ни в одном 
из них, а также бюллетень, подписанный лицом, не зарегистрированным в журнале 
регистрации, либо неподписанный бюллетень, считается недействительным.
Поскольку общество с ограниченной ответственностью «АССО», общество с 
ограниченной ответственностью «Монолит БЭСТ», общество с ограниченной от-
ветственностью «Город-Строй» и общество с ограниченной ответственностью «Ре-
гионСтройСервис» зарегистрированы как участники собрания и получили бюлле-
тени для голосования, что подтверждается протоколом регистрации участников 
общего собрания членов саморегулируемой организации 23.06.2011 (т.2, л.д. 10-39),
отсутствие подписи их представителей в бюллетенях для голосования влечет не-
действительность указанных бюллетеней. При этом причина отсутствия подписи 13 А20-2132/2011
значения не имеет. В связи с чем доводы третьих лиц об ошибочности не подписа-
ния бюллетеней для голосования правового значения не имеют.
 
Таким образом, кворум для принятия решений об утверждении отчета прав-
ления, об утверждении годовой бухгалтерской отчетности и об утверждении устава 
в новой редакции на общем собрании не имелся, поскольку с учетом недействи-
тельных бюллетеней за принятие названных решений проголосовали менее 73 чле-
нов от числа присутствовавших на собрании. 
 
В связи с указанным арбитражный суд считает, что исковые требования 
общества в части признания недействительными решений общего собрания членов 
саморегулируемой организации от 23.06.2011, оформленных протоколом от 
23.06.2011, об утверждении отчета правления, об утверждении годовой бухгалтер-
ской отчетности и об утверждении устава в новой редакции являются обоснован-
ными и подлежат удовлетворению.
 
В остальной части в удовлетворении исковых требований истцу следует от-
казать, поскольку для принятия решений об утверждении отчета генерального ди-
ректора, об избрании в состав правления Уянаева И.К. и Войтова А.И., об утвер-
ждении Положения об общем собрании партнерства, Правил повышения квалифи-
кации и аттестации специалистов – работников членов саморегулируемой органи-
зации кворум имелся.
 
Так, за принятие решения об утверждении отчета генерального директора 
проголосовало 73, то есть 2/3 от числа присутствовавших; за принятие решений об 
избрании в состав правления Уянаева И.К. и Войтова А.И. проголосовало по 73 
члена саморегулируемой организации, то есть 2/3 от числа присутствовавших.
За принятие решения об утверждении Положения об общем собрании 
партнерства проголосовало 71, то есть более половины от числа присутствовав-
ших; за принятие решения об утверждении Правил повышения квалификации – 63, 
то есть более половины от числа присутствовавших. Принятие решений об утвер-
ждении Положения об общем собрании партнерства и Правил повышения квали-
фикации не относится к исключительной компетенции общего собрания членов 
саморегулируемой организации и для их принятия требуется простое большинство 
голосов от числа присутствующих.
 
Доводы общества о недействительности оспариваемых решений в связи с не 
включением в повестку дня общего собрания направленных предложений, арбит-
ражным судом отклоняются как не состоятельные.14 А20-2132/2011
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Рос-
сийской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоя-
тельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возраже-
ний.
 
Между тем, общество не представило доказательства нарушения его прав и 
законных интересов оспариваемыми решениями общего собрания членов саморе-
гулируемой организации. 
 
Спор о признании незаконным отказа правления во внесении на рассмотре-
ние общего собрания членов саморегулируемой организации предложенных ист-
цом проектов:
 
- решения: «Установить на 2011 год вступительный взнос в размере 20 000 
руб. и ежегодный членский взнос, исходя из расчета 1 500 руб. в месяц»;
- сметы доходов и расходов на содержание партнерства на 2011 год;
- поправок (изменений) к документам, регламентирующим деятельность 
партнерства – устава, положения об общем собрании, правил контроля в области 
саморегулирования, положения о применении мер дисциплинарного воздействия, 
правил повышения квалификации и аттестации специалистов-работников членов 
партнерства, был предметом отдельного судебного разбирательства по делу 
№ А20-2133/2011.
 
Сам по себе отказ во внесении на рассмотрение общего собрания членов са-
морегулируемой организации предложенных обществом вопросов не может слу-
жить основанием для признания недействительными решений, принятых на общем 
собрании, при недоказанности нарушения этими решениями прав и законных инте-
ресов заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Ар-
битражного процессуального кодекса Российской Федерации следует возложить на 
ответчика и взыскать в доход федерального бюджета, поскольку истцу при подаче 
иска предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 175, 
225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 
Р Е Ш И Л :
 
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Спецстрой-
Б» удовлетворить частично.15 А20-2132/2011
Признать недействительными решения общего собрания Некоммерческого 
партнерства «Саморегулируемая организация «Объединение строителей Кабарди-
но-Балкарской Республики» от 23.06.2011, оформленные протоколом от 23.06.2011,
об утверждении отчета правления; об утверждении годовой бухгалтерской отчет-
ности; об утверждении устава в новой редакции.
В остальной части в иске истцу отказать.
 
Взыскать с Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация 
«Объединение строителей Кабардино-Балкарской Республики» в доход федераль-
ного бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляцион-
ный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) че-
рез Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Судья Ф.А.Цыраева
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии