Ассоциация «Саморегулируемое региональное отраслевое объединение работодателей «Объединение нижегородских строителей» (Ассоциация «ОНС», СРО-С-033-03092009) не смогла убедить суд отказать в иске о взыскании убытков в порядке субсидиарной ответственности. С подробностями – наш добровольный эксперт из Нижнего Новгорода.
***
В феврале 2021 года Акционерное общество «Транснефть-Север» заключило с Обществом с ограниченной ответственностью «Вектор-Плюс» контракт на выполнение строительно-монтажных работ при реализации программы капитального ремонта служебного корпуса головной нефтеперекачивающей станции «Уса». Подрядчик при подписании контракта обязался предоставить Акционерному обществу гарантию на результат выполненных работ сроком в два года.
А 29 декабря 2021-го стороны подписали акт приёмки объекта в эксплуатацию. Однако в марте 2023 года заказчик направил подрядчику уведомление о проведении комиссионного обследования для установления фактов наличия или отсутствия дефектов в выполненных работах. По результатам состоявшегося вскоре осмотра был составлен односторонний акт о выявленных дефектах, поскольку представители подрядчика на обследование не явились.
В июне 2023-го заказчик определил период для устранения выявленных недостатков с 1 июля по 31 августа 2023 года. Однако подрядчик не представил ни график мобилизации ресурсов, ни график устранения дефектов. Согласно акту от 10 октября 2023 года, работы в течение установленного срока и даже после его истечения подрядчиком так и не производились.
В соответствии с условиями контракта заказчик вправе устранить дефекты собственными силами или силами других привлечённых организаций, если подрядчик нарушит сроки начала и завершения работ более, чем на 15 календарных дней. Поэтому АО «Транснефть-Север» самостоятельно устранило выявленные недостатки, понеся расходы в размере 348.430 рублей.
В октябре 2023-го заказчик направил подрядчику претензию с требованием возместить затраты. Вскоре ситуация осложнилась, поскольку решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20 марта 2024 года ООО «Вектор-Плюс» было признано несостоятельным по признакам ликвидируемого должника, и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Определением того же суда требования АО «Транснефть-Север» в размере 348.430 рублей были включены в реестр требований кредиторов обанкротившегося подрядчика. Поскольку на момент заключения контракта ООО «Вектор-Плюс» являлось членом Ассоциации «ОНС», в феврале 2025 года заказчик направил саморегулируемой организации претензию с требованием произвести возмещение понесенных затрат. Саморегулируемая организация отказала в удовлетворении требования, и в марте 2025 года АО «Транснефть-Север» обратилось с иском в Арбитражный суд Нижегородской области.
В рамках дела № А43-8147/2025 Ассоциация «ОНС» активно возражала против удовлетворения заявленных требований. По мнению представителя СРО, предъявление требований к субсидиарному должнику является преждевременным, поскольку до завершения процедуры банкротства в отношении ООО «Вектор-Плюс» не исчерпана возможность взыскания денежных средств с основного должника.
Кроме того, ответчик заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до разрешения по существу дела о несостоятельности подрядчика. Истец против приостановления производства возражал.
Фемида отвергла оба довода Ассоциации. Рассмотрев ходатайство о приостановлении производства, арбитраж указал, что факт признания ООО «Вектор-Плюс» несостоятельным свидетельствует об отсутствии у него достаточных денежных средств для удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, нахождение требования кредитора в реестре требований кредиторов должника не означает гарантированное удовлетворение в полном объёме требования такого кредитора.
На основе представленных истцом документов Фемида установила, что предусмотренные контрактом работы были выполнены подрядчиком с дефектами. Выявленные недостатки в течение гарантийного срока ООО «Вектор-Плюс» в добровольном порядке не устранило. В связи с этим заказчик самостоятельно выполнил необходимые работы, затратив 348.430 рублей.
Арбитраж подчеркнул, что спорный контракт заключён между сторонами с использованием конкурентных способов закупки – конкурса в электронной форме, основанного на положениях Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ. На момент заключения контракта ООО «Вектор-Плюс» являлось членом Ассоциации «ОНС».
В силу пункта 1 части 1 статьи 60.1 Градостроительного кодекса РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору строительного подряда, заключённому с использованием конкурентных способов заключения договора, субсидиарную ответственность несёт саморегулируемая организация в пределах одной четвёртой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
В результате Фемида решила требования удовлетворить и взыскала с Ассоциации «Саморегулируемое региональное отраслевое объединение работодателей «Объединение нижегородских строителей» в порядке субсидиарной ответственности в пользу Акционерного общества «Транснефть-Север» за счёт средств КФ ОДО 348.430 рублей убытков. Решение принято 29 декабря 2025 года, срок его обжалования уже истёк.