Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 02 апреля 2019 в 08:29
7    3358

: «Всех замучили и запутали»… Стоит ли российским строителям и их СРО надеяться на законодательный мораторий?

Аркадий Апумчик
Сегодня в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении пять крупных законопроектов, которые могут оказать серьёзное влияния на сложившуюся систему строительного саморегулирования. Насколько реальны шансы, что эти законы будут приняты, и как эти процессы согласуются с обещаниями федеральных властей устроить «мораторий на изменения в градостроительное законодательство»?

Злые языки говорят, что российское Правительство часто похоже на мальчишку, который стоит над муравейником с палкой-ковырялкой и думает, как бы сделать жизнь муравьёв лучше. А оппозиция – примерно такой же мальчишка, только с канистрой бензина. Понятно, что мнение трудолюбивых муравьишек на сей счёт мало кого интересует.

Идея перестать ворошить муравейник и дать населению и бизнесу время, чтобы освоиться и приспособиться к действующему законодательству, представляется крайне здравой. Действительно, каким образом можно что-то планировать и затевать долгосрочные проекты, когда законы меняются каждый день? Строительство по определению процесс долгосрочный, полный цикл возведения многоквартирного дома, начиная от оценки эффективности инвестиций и кончая сдачей под ключ, занимает 4 – 5 лет.

При этом запросто может случиться, что фирма, которая начинала стройку, как вполне успешная и респектабельная, через год может вылететь с рынка из-за ужесточившихся требований. Или получить «подарок» в виде требования скинуться в какой-то очередной обязательный фонд, переоформить бумаги по новым требованиям или разыскать необходимо количество специалистов. Да мало ли, какие ещё идеи по обустройству жизни к лучшему придут в голову родному начальству?

Поэтому многие вздохнули было с облегчением, услышав известное предложение вице-премьера РФ Виталия Мутко ввести мораторий на изменения в градостроительное законодательство. К словам своего непосредственного куратора присоединился и глава Минстроя России Владимир Якушев. Выступая в июне прошлого года на заседании комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, министр совершенно справедливо отметил, что в строительстве всё так зарегулировано, что «на земле» очень сложно работать, особенно если дело касается бюджетных инвестиций.

«Что касается Градостроительного кодекса, у нас ещё три серьёзных нормативных документа готовятся, а дальше мы бы предложили сделать как в налоговом законодательстве, когда приняли решение – давайте на Налоговый кодекс наложим мораторий, поживём в устоявшейся системе координат», – сказал Владимир Владимирович (Якушев).

Конечно, и тут вечно недовольные критики, могут найти, к чему придраться – мол, написали кучу законов, без учёта мнения строителей и реального положения дел в отрасли, а теперь, когда надо бы провести работу над ошибками, хотят мораторий ввести. Но, не будем придираться – лучше поздно, чем никогда. К новым условиям строители, инвесторы и саморегуляторы более-менее приспособились, и, если не бить их по голове новыми улучшениями, как-нибудь продержаться. А вот продержаться ли чиновники и депутаты, не принимая новые законы?

Судя по всему, благие пожелания главы Минстроя и вице-премьера так и остались благими пожеланиями. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится внушительный пакет законопроектов, в очередной раз меняющих условия саморегулирования в строительстве.

Некоторые из них циркулируют по думским кабинетам уже давно. Вот только некоторые:

1. Законопроект, который снимает запрет компаниям, покинувшим одну саморегулируемую организацию, в течение года вступать в другую, внесён группой депутатов ещё летом 2017-го. Об отмене «крепостного права» для строителей сказано уже много правильных вещей и в СРО, и в Национальных объединениях, и на федеральном уровне, но воз и ныне там. Более того, этот законопроект получил негативный отзыв Правительства РФ. Там полагают: снятие ограничений приведёт к тому, что компании смогут выходить из СРО в период дисциплинарного производства.

2. Предложенный фракцией КПРФ проект закона об использовании средства компенсационных фондов СРО для возмещения ущерба, причинённого дольщикам, в случае неисполнения (или ненадлежащего исполнения) членом СРО своих обязательств. И это предложение вначале не нашло взаимности в Правительстве, по той причине, что членами СРО должны быть лица, непосредственно осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или снос. А привлечение денег дольщиков и выполнение обязательств перед ними не относится к этим видам деятельности.

Затем, однако, в СМИ стали мелькать сообщения, что Аппарат Правительства свою точку зрения поменял, не без консультаций с Минстроем. Приводилась и цитата из аналитической записки, которую подготовило ведомство Владимира Якушева. Там, в частности отмечалось, что «с учётом отсутствия… возможности осуществления низкодоходных долгосрочных заимствований на финансовых рынках средства компенсационных фондов могут быть предоставлены на длительный срок под низкую процентную ставку для решения социально значимых проблем, например, обманутых дольщиков».

3. Два законопроекта об амнистии компфондов. После того, как проект закона о саморегулировании для негосэкспертизы «потерял» вторую статью, в которой шла речь об «амнистии» для СРО, которые потеряли деньги в лишившихся лицензий банках, ему на смену пришёл новый документ. Вторая версия, предложенная депутатами от «Справедливой России» почти дословно списана с предыдущего варианта, те же аргументы повторяет и пояснительная записка. Законотворцы предлагают разрешить СРО, пострадавшим от банковской санации пополнить компфонды с учётом действующих членов и продолжить работу. Отметим, что относительно этой нормы пока официальной точки зрения высказано так и не было, хотя её противники в РТН и Нацобъединениях хорошо известны, равно как и движущие ими мотивы.

4. Законопроект о снижении требований к специалистам НРС, предложенный депутатами Республики Мордовия и поддержанный парламентариями ещё двух субъектов. В реестр предложили включать специалистов, имеющих среднее образование, а для специалистов с высшим образованием снизить стаж до пять лет. Здесь официальная позиция также отрицательная. Во всяком случае, Виталий Мутко уже заявил, что снижения требований не будет.

5. Проект закона о налогообложении доходов от размещения компенсационного фонда. По ныне действующему законодательству все доходы от размещения депозита должны увеличивать размер компфонда, однако, СРО обязана платить с этих сумм налоги за счёт взносов своих членов. Абсурдность такой ситуации признают не только строители и саморегуляторы, но даже и функционеры Национальных объединений. Законопроект, разрешающий платить налоги со спецсчёта при упрощённой системе налогообложения, разработан и находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Об этом, в частности, недавно заявил руководитель департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Мешалов на встрече с саморегуляторами Санкт-Петербурга.

Таким образом, как нетрудно заметить, ни про какой мораторий не идёт и речи. Помимо основных, перечисленных выше законопроектов, в профильном комитете Госдумы лежат и другие документы, имеющее, скорее, технический характер. При этом мы говорим только о строительном саморегулировании, а предложений по изменениям в законодательство для всей отрасли на порядок больше!

Вообще говоря, с мораториями по другим направлениям у Правительства тоже как-то не заладилось. Например, как тут не вспомнить, мораторий на повышение налоговой нагрузки, который был торжественно объявлен ещё в 2014 году. При этом сохраниться он должен был до конца 2018 года. Однако за этот период появились новые неналоговые платежи и сборы, увеличились ставки ряда налогов. Например, была введена плата за проезд по общим дорогам для грузовиков (система «Платон»), импортные пошлины на станки и оборудование, утилизационный сбор на средства производства тяжёлого и энергетического машиностроения, инвестиционный сбор в морских портах. А в начале августа 2018 года и вовсе вступили в силу законы о повышении НДС и сохранении ставок страховых взносов, о ставках акцизов на период с 2019 по 2021 год. В общем, мораторий получился весьма своеобразный.

В связи с этим, в ноябре прошлого года главы РСПП, «Деловой России», Торгово-промышленной палаты и «Опоры России» направили Владимиру Путину письмо, в котором указали на рост фискальной нагрузки вопреки введенному мораторию. Бизнес-сообщество пришлось успокаивать премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, который на Московском финансовом форуме в сентябре прошлого года заверил, что Правительство не планирует повышать налоговую нагрузку в ближайшие шесть лет. Теперь уже точно.

А 26 ноября 2018 года представители крупнейших российских торговых сетей на встрече с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком попросили ввести мораторий на внесение изменений в закон «О торговле» хотя бы на пару лет. Мол, спасайте Дмитрий Николаевич, не успеешь привыкнуть к одному улучшению, как тут же по голове со всей силы бьёт новое!

Через месяц, в декабре, МВД самостоятельно объявило о моратории на внесение изменений в Правила дорожного движения, оговорившись при этом, что изменения носят временный характер и касаются только Министерства внутренних дел РФ. По словам руководителя Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрия Митрошина, ведомство некоторое время не будет инициировать внесение поправок в ПДД. Такую меру он объяснил тем, что многочисленные изменения «всех замучили и запутали». Полагаем, что под этими словами вполне могли бы подписаться и российские строители в отношении которых закон не просто суров, но ещё и переменчив, как в мало какой сфере права.

Судя по думской активности, особенно рассчитывать на министерский мораторий не приходится. Так что в ближайшее время муравьишкам-строителям и их друзьям саморегуляторам придётся жить по-прежнему, терпеливо снося заботу руководства и всякий раз восстанавливая своё здание после совсем уж грубого вмешательства.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии