Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 05 декабря 2016 в 10:06
50    13885

: Одна история о том, как нормы закона, не вступившие в силу, заставляют всех себя исполнять

Dr_LAW
Судя по всему, Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ (далее – ФЗ № 372-ФЗ) побьёт все рекорды по своей несуразности и противоречивости, по нарушениям правил юридической техники, логики, здравого смысла и станет символом правовой деградации современного российского законотворчества.

Сказано и написано на эту тему и на сайте ЗаНоСтрой.РФ, и на других уважаемых информационных ресурсах было уже много, однако анализ норм указанного выше закона позволяет выявлять всё новые и новые аспекты проблем, связанных с качеством подготовки законов, а также с уровнем правового образования авторов законотворческой деятельности.

И в качестве иллюстрации нашего такого громкого заявления, и, если хотите, обвинения, могут стать требования, предъявляемые к СРО и их членам до 30 июня 2017 года и с 1 июля 2017-го, а точнее – их изменение.

Да, да, друзья мои, пришло время поговорить о статье 55.5 и статье 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГСК РФ) в редакции ФЗ № 372-ФЗ в сравнении с действующей редакцией ГСК РФ.

Согласно части 1 статьи 9 ФЗ №372-ФЗ, статья 55.5 в новой редакции и новая статья 55.5-1 ГСК РФ вступают в силу с 1 июля 2017 года.

Так вот, согласно частям 4 – 6 статьи 55.5 ГСК РФ уже с 1 июля 2017 года все СРО должны иметь, а все члены СРО должны соответствовать:

– квалификационным стандартам СРО, которые являются внутренними документами СРО и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

– требованиям к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 ГСК РФ.

При этом, согласно части 12 статьи 55.5 ГСК РФ (в новой же редакции), внутренние документы СРО, предусмотренные частями 1 и 4 статьи 55.5, разработка и утверждение которых для СРО являются обязательными…, вступают в силу не ранее чем со дня внесения сведений о них в Государственный реестр саморегулируемых организаций, в соответствии с частью 5 статьи 55.18 ГСК РФ.

Таким образом, согласно редакции ГСК РФ, действующей до 30 июня 2017 года, и редакции ГСК РФ, вступающей в силу с 1 июля 2017 года, все СРО и их члены должны «с боем курантов» полностью «превратиться из кареты в тыкву».

Кто-то скажет, что никто не мешает СРО утвердить указанные документы заблаговременно до 1 июля 2017 года. Вместе с тем тут возникает два вопроса:

1. Можно ли утверждать документы на основании пока недействующего закона?

2. Может ли Ростехнадзор вносить в Государственный реестр СРО сведения о недействующих документах СРО и заранее?

И если, согласно пункту 6 части 2 статьи 55.18 ГСК РФ, на второй вопрос, в принципе, можно ответить утвердительно, то не совсем ясно, как пользователю Государственного реестра понять, какие документы в Государственном реестре действующие, а какие ещё или уже – нет? Согласен, что это не самый острый вопрос, но всё-таки…

Аналогичная ситуация складывается и со специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования и специалистами по организации строительства.

Согласно части 1 статьи 55.5-1 ГСК РФ (с 1 июля 2017 года), указанными выше специалистами являются физические лица, которые (помимо всего прочего) включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства. То есть, получается, что до 30 июня 2017 года – не включены, так как такого требования до конца июня 2017 года, де-юре, не существует, а с 1 июля 2017 года уже должны быть включены. За одно мгновение?

При этом авторы ФЗ № 372-ФЗ не установили ни переходного периода, для реализации указанных норм, ни сроков, в течении которых национальные реестры специалистов должны быть созданы и эти самые специалисты должны быть в них внесены, но установили, что с 1 июля 2017 года всё уже должно быть создано и функционировать…

Ещё пикантности всей ситуации придаёт то обстоятельство, что, согласно части 10 статьи 55.5-1 ГСК РФ, создание и ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства осуществляется соответствующим Национальным объединением СРО, а, согласно частям 7 и 13 статьи 55.5-1 ГСК РФ, порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключение из таких реестров, порядок ведения национальных реестров специалистов, порядок внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также перечень направлений подготовки в области строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

При этом ФЗ № 372-ФЗ также не содержит в себе никаких промежуточных сроков для издания указанным органом исполнительной власти соответствующего нормативного правового акта и заблаговременного создания таких реестров Национальными объединениями.

Таким образом, де-юре, и Национальные объединения, и Минстрой России вправе реализовать указанное требование закона в любое время вплоть до 30 июня 2017 года включительно.

В настоящее время в информационном пространстве нет даже намеков на проект указанного нормативного правового акта Минстроя России.

Вот и получается, что ряд норм ФЗ №372-ФЗ, де-юре, вступающих в силу только с 1 июля 2017 года, уже сейчас, де-факто, требует от субъектов правоотношений не просто подготовки к ним, но уже своего соблюдения (принятия заранее документов СРО по недействующим нормам и включение их в Государственный реестр СРО, внесение к 1 июля 2017 года работников членов СРО в нацреестры и пр.) и реализации при отсутствии чёткого переходного периода с указанием промежуточных сроков.

С уважением к читателям ЗаНоСтрой.РФ,

Ваш Dr. LAW


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии