Многие специалисты и даже эксперты считают, что данная норма является правовой основой для ревизии компенсационных фондов СРО строительного комплекса России, позволяющая, с одной стороны, подсчитать, сколько же всё-таки средств собрали СРО, которыми можно распорядиться «здесь и сейчас», а, с другой стороны, схватить за шиворот саморегуляторов, которые не в состоянии отчитаться за свои компенсационные фонды, и вышвырнуть их из Государственного реестра СРО.
И вот если с первым утверждением можно так или иначе согласиться, то со вторым – о карательной направленности данной нормы согласиться уже сложно.
Существует стойкое заблуждение в том, что средства компенсационных фондов, включённые в реестр требований кредиторов и «зависшие» в банках с отозванными лицензиями, являются утраченными. И, дескать, если СРО не может перевести данные средства на спецсчёт в уполномоченном банке до 1 ноября 2016 года, то члены такой СРО должны снова восстанавливать компенсационный фонд.
Попробуем побороть данное заблуждение при помощи норм права и логики.
В настоящее время существует значительное количество кредитных организаций, которые лишены лицензий на осуществление банковских операций Банка России и находятся в процедуре банкротства. При этом средства компенсационных фондов СРО, размещённые в форме вкладов в таких кредитных организациях, устанавливаются и включаются в реестр требований кредиторов соответствующего банка. Далее, указанные средства возвращаются в СРО в процессе осуществления банкротных процедур конкурсного производства до его завершения согласно статье 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно части 1 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после рассмотрения Арбитражным судом отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Согласно части 3 статьи 149 указанного Закона определение Арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый Государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Согласно части 4 статьи 149 указанного Закона с даты внесения записи о ликвидации должника в единый Государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершённым.
Таким образом, только с момента вступления определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства непогашенная задолженность банка перед клиентами списывается, и только с этого момента можно утверждать то, что определённая часть средств компенсационного фонда СРО утрачена и подлежит восстановлению.
Подобная позиция подтверждается письмом Минрегиона России от 3 августа 2012 года №20320-ДБ/08.
По нашему мнению, добросовестная саморегулируемая организаций к 1 ноября 2016 года должна предпринять следующие действия (единовременно):
1. Открыть в уполномоченном банке спецсчет.
2. Перевести средства компенсационного фонда, которые сможет.
3. Направить конкурсному управляющему требования о перечислении средств, включённых в реестр требований кредиторов, по реквизитам спецсчёта в уполномоченном банке.
4. В течение семи календарных дней с даты открытия спецсчёта и размещения там имеющихся средств уведомить об этом Ростехнадзор и Национальное объединение с приложением:
а) справки (выписки) о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, выданной такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России;
б) уведомления о включении средств в реестр требований кредиторов кредитной организации;
в) копию требований к конкурсному управляющему о перечислении средств на спецсчёт с подтверждением направления такого требования или вручения курьером под роспись;
г) копию письма Минрегиона России от 3 августа 2012 года №20320-ДБ/08.
Согласно части 10 статьи 6 законопроекта №938845-6 размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных их членами, с учётом ранее внесённых ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учётом взносов, внесённых ранее исключёнными и добровольно вышедшими членами, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, а также доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.Таким образом, при заявлении в РТН о сформированности компенсационного фонда Ростехнадзором должны учитываться в том числе средства, которые СРО временно не может перевести на спецсчёт и которые будут переведены на такой спецсчёт конкурсным управляющим позднее в процессе конкурсных процедур. Считать данные средства утраченными Ростехнадзор не имеет права.
Ваш Доктор Лоу.
Письмо Министерства регионального развития РФ от 3 августа 2012 года N 20320-ДБ/08