По мере развития российского строительного саморегулирования приходило понимание, что в рамках СРО невозможно ограничиться только контролем. Насущной необходимостью является превращение саморегулируемой организации в полноценное партнерство, единую систему с хорошо налаженными внутренними структурными связями, скоординированными внешними взаимоотношениями – как на уровне бизнес отношений, так и на уровне отстаивания единой гражданско-правовой позиции, в т.ч. и в судах. Вырисовывается образ некоего «картеля», состоящего из многих сотен отдельных независимых компаний, соединенных устойчивой конфедеративной связью, имеющих определенные единые деловые интересы, использующих все возможности, которые дает такое укрупнение – информационную, финансовую, правовую, кадровую, техническую поддержку и взаимосвязь. СРО могут и должны начать играть роль центра координации, объединенного с массивом баз данных по всевозможным направлениям деятельности.
Преимущества СРО по сравнению с отдельной, даже очень «крутой» компанией очевидны. Они заключаются в более широком охвате информационного поля, во владении всем спектром информации о своих членах, в соотнесении их реальных возможностей с требованиями проектов, то есть дают возможность максимально взаимовыгодного и абсолютно надежного подбора исполнителей.
Задачами СРО на данном этапе становятся предоставление своим членам возможности получения самого широкого объема информации по интересующим проектам и координация их деятельности в зависимости от ресурсных возможностей, содействие выстраиванию максимально надежных и выгодных цепочек по каждому проекту.
Создание систем взаимного распределения подрядов, тендерных площадок и прочих инструментов повышения конкурентоспособности членов СРО – наиболее ожидаемый всеми компаниями-членами участок работы на современном этапе.
Нужен инструмент – серьезный, весомый, креативный, который помог бы СРО решить раз и навсегда данную проблему. И таким инструментом может стать только лишь автономная строительная, инкорпорированная в механизмы и реальности саморегулируемого сообщества тендерная площадка.
Почему существующие в настоящее время многочисленные торговые площадки не удовлетворяют условиям развития отечественной строительной отрасли? Основных факторов три:
1) всеядность площадок и их неструктурированность;
2) огромный разброс тематики тендеров и, самое главное,
3) отсутствие механизма защиты от недобросовестных контрагентов (профессиональные лоббисты, демпинг, мошенничество, «перехват торгов», договорные тендеры и т.д.)
За более чем десятилетний период существования электронных торгов не были разработаны никакие методы защиты, кроме финансового обеспечения контрактов. Этот способ в его нынешней форме фактически лишает возможности на участие даже в относительно серьезных контрактах представителей среднего и малого бизнеса, так как подразумевает обеспечительные меры в объеме до 30% от контракта вплоть до полного периода его выполнения. Победа в тендере в 100 млн рублей может предполагать изъятие из бизнеса или займ с дальнейшей заморозкой 30 млн на длительное время, что абсолютно невозможно и разорительно для большинства компаний, особенно учитывая обслуживание этих средств по банковскому проценту. Таким образом, львиная доля рынка строительных торгов отдается на откуп крупнейшим игрокам при их полном монополизме, что чревато коррупционными схемами и растратами государственных средств за счет завышения расценок в условиях практической монополизации рынка.
Разрабатывая новое законодательство о ФКС, эксперты вновь решили не мудрствовать лукаво и переписать механизм финансового обеспечения из существующих законов, абсолютно игнорируя при этом появившиеся в строительной отрасли новые возможности в связи с появлением института СРО.
Но ведь роль СРО как арбитра и контролера в последние годы значительно выросла. Причем выросла очень серьезно (они просто не понимают этого по косности своей, по нежеланию открыть глаза и посмотреть на вещи серьезно, реально проанализировать ситуацию).
Обладая реальными данными о положении дел в компаниях не на основе финансовой отчетности, как это могут делать все остальные контрагенты, а владея полной «инсайдерской» информацией, СРО становятся реальным механизмом обеспечения благонадежности подрядчиков и выполнения контрактов. Наблюдая все компании изнутри, СРО в состоянии дать экспертное заключение – является ли эта организация солидной компанией с опытным персоналом и серьезными ресурсами или фирмой-однодневкой с фиктивно раздутыми показателями.
В рамках Единой Строительной Тендерной Площадки саморегулируемых организаций разработан и внедрен уникальный механизм подтверждения данных об участниках торгов, базирующийся на особенностях института саморегулирования, показавшего за прошедшие годы свою состоятельность и способность к дальнейшему развитию.
На наш взгляд, такой порядок предквалификации контрагентов, причем, что особенно важно, фактически со стороны самого предпринимательского сообщества, не только крайне необходим в строительной отрасли, но и заслуживает всестороннего изучения и дальнейшего внедрения в остальных сферах, охваченных институтом электронных закупок, в особенности государственных. Это позволит в значительной мере сократить ущерб и снизить количество нарушений в данной сфере.
Основой успеха в борьбе с любым видом правонарушений является предупреждение и профилактика – формирование такой системы, когда коммерсанты не будут поддаваться соблазну обойти требования закона, именно такой механизм заложен в предлагаемой ЕСТП СРО (единой строительной тендерной площадки саморегулируемых организаций) концепции проведения торгов.
Широкомасштабный переход на такую схему работы в границах всей отрасли будет в итоге служить оздоровлению отечественного предпринимательского климата, развитию реальной конкуренции, повышению качества работ и экономии государственных средств. Прозрачность механизма повысит авторитет Российской Федерации в рамках ВТО и усилит интерес зарубежных инвесторов.
Выражаем надежду, что нам удастся решить самую главную проблему саморегулирования на сегодняшний день – отношения между заказчиками и подрядчиками, получения подрядов субъектами малого предпринимательства.
Система будет выстроена таким образом, что малый и средний бизнес может зайти на площадку и получить наконец-то реальную работу. Причем именно честный бизнес, не готовый на все, чтобы заполучить контракт (а дальше «хоть трава не расти»), а стремящийся работать так, чтобы потом было не стыдно за качество.
Именно такие компании мы стремимся объединять в партнерстве, именно такие компании смогут гибко отвечать на изменение запросов заказчика, внедрять новые технологии и материалы и способствовать росту экономики страны.
Нашим девизом всегда было: главное в наименовании саморегулируемой организации «СФЕРА-А» - это слово «партнерство», поэтому мы рады, что участвуя в работе ЕСТП СРО, сможем помочь нашим компаниям получать подряды и честно делать наше общее дело – обеспечивать надежное и своевременное выполнение контрактов.
Евгения Савина