***
В рамках реализации положений пункта 3 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ, подпунктов 2.1.1 – 2.1.5 Устава НОСТРОЙ (редакция от 26 ноября 2018 года), в части достижения общественно-полезных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей, а именно:
- соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций;
- обеспечения представительства и защиты интересов СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
- взаимодействия СРО с органами государственной власти, органами местного самоуправления и потребителей строительной продукции;
- содействия созданию условий для развития саморегулирования в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
- представительства законных интересов и защита прав членов НОСТРОЙ в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, регулирующим правовое положение объединений работодателей,
1. Работа с госзакупками
Необходимо обеспечение благоприятного и равного доступа членов СРО, как субъектов предпринимательской деятельности, к государственному (муниципальному) заказу. Для этого НОСТРОЙ должен реализовать свои функции по защите саморегулируемых организаций в лице их членов в сфере размещения заказа.
Целями этого направления должно стать взаимодействие СРО с органами государственной власти, органами местного самоуправления и потребителей строительной продукции, в том числе:
- обеспечение благоприятного и равного доступа субъектов предпринимательской деятельности (членов СРО) и/или СРО в удовлетворении потребностей государственных и муниципальных заказчиков создаст условия к экономии бюджетных средств, повышению качества строительных материалов и строительного производства;
- широкое применение административной и судебной практики в сфере защиты прав и законных интересов участников размещения заказа.
- обеспечение защиты прав участников размещения заказа при проведении проверок;
- определение полномочий контролирующих органов;
- выявление наиболее проблемных вопросов обеспечения равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к государственному (муниципальному) заказу.
Она напрямую должна быть увязана с предыдущим вопросом. Необходимы разработка и внесение Нацобъединением предложений по внесению изменений в нормативно-правовые документы, разработка методологической базы, позволяющей СРО участвовать в конкурсных комиссиях государственного (муниципального) заказа.
При заключении контракта по результатам конкурентных процедур, член СРО имеет право выполнять строительные работы при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее – КФ ОДО);
- совокупный размер обязательств по контрактам, заключённым по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесён взнос в КФ ОДО.
Более того, самостоятельно пытаться Заказчику проверить соблюдение участником закупки второго условия не представляется целесообразным, поскольку такие действия могут быть оценены отдельными УФАС как превышение полномочий.
Явной недоработкой в законодательстве является то, что ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключённым с использованием конкурентных процедур закупок, несёт сам участник. Заказчик – не причём.
Участие СРО в конкурсных процедурах также будет положительно влиять и на оценку совокупных факторов при принятии Заказчиком определённых решений.
Так, обязательным условием существования СРО является наличие компенсационного фонда возмещения вреда (далее – КФ ВВ). Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.
Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод. Если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по КФ ОДО, его уровень ответственности по обязательствам, обеспеченным КФ ВВ, также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку, подавая ценовое предложение, участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.
Однако, такая объективная информация для государственного (муниципального) заказчика имеется непосредственно только в той СРО, в которой числится членом участник конкурсных процедур.
2.1 Внедрение контрактного аудита
В связи с падением качества и ухудшением показателей безопасности строительного производства, назрела объективная необходимость создания методологической базы и внедрения в практику контрактного аудита, представляющего собой систематический и документально оформленный процесс проверки Заказчиком совместно со СРО объективно получаемых и оцениваемых данных для определения эффективности осуществления Заказчиком функций по планированию и осуществлению закупок, что должно включать в себя:
- проверку соответствия Планов-графиков Планам строительного производства;
- проверку исполнения Планов-графиков и обоснованности их изменения;
- проверку обоснованности начальной (максимальной) цены контракта;
- проверку обоснованности выбора способа осуществления закупок;
- проверку обоснованности установления дополнительных требований к участникам процедур закупок;
- анализ соответствия полученных заказчиками результатов контракта, ожидаемых в соответствии с условиями контракта.
Здесь необходима большая работа и начать её можно с устранения несоответствия в наименовании организации Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение Саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» и наделённым функциям в Уставе действующему законодательству.
Необходимо содействие созданию условий для развития саморегулирования в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в том числе, приведение в соответствие действующему законодательству Устава НОСТРОЙ.
Например, статья 210 Трудового кодекса РФ не закреплена за НОСТРОЙ, что есть реализация основных направлений государственной политики в части системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (охраны труда).
Кроме того, Градостроительным кодексом РФ не определена функция НОСТРОЙ в части отраслевого объединения работодателей.
На основании федерального закона от 27 ноября 2002 года № 156 «Об объединениях работодателей», НОСТРОЙ не является объединением работодателей.
Вместе с тем, в наименовании организации и в её Уставе содержится информация о наделении её этими несвойственными и излишне-нецелесообразными функциями, противоречащими структуре системных отношений, закреплённых в ГрК, а именно: «член СРО» – «СРО» – «НОСТРОЙ».
4. Нормотворческая деятельность в интересах СРО и их членов
Осуществление деятельности Ассоциации, в соответствии с предметом её деятельности, определённым пунктом 2.2. Устава. Разработка и внесение предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты с целью защиты интересов саморегулируемых организаций (пункт 2.2.6 Устава).
Обеспечение деятельности, в соответствии с основными функциями, определёнными статьёй 55.20 ГрК РФ и Уставом НОСТРОЙ, в том числе:
- соблюдение общественных интересов саморегулируемых организаций;
- обеспечение представительства и защиты интересов СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
- учёт специалистов.
Отсутствие в штате организации специалистов по организации строительства не должно являться причиной отказа во вступлении в СРО, то есть в получении права на осуществление деятельности (строительства).
Только два параметра – перечень и объём строительных работ – должны определять необходимость и достаточность наличия специалистов по организации строительства в штате организации.
Количество специалистов по организации строительства в штате организации должно определяться работодателем, исходя из перечня и объёма строительных работ, определённых условиями договора подряда.
Если член СРО, в силу отсутствия действующего договора генподряда, работы не выполняет, то он вправе не иметь в своём штате специалиста, в должностные обязанности которого входит организация выполнения таких работ.
5. Защита интересов саморегулируемых организаций
Функция, о которой много говорят, и которая крайне плохо реализуется на практике. Необходимо закрепление участия представителей НОСТРОЙ в проверках Ростехнадзором саморегулируемых организаций. А также обеспечение деятельности в соответствии с основными функциями, определёнными статьёй 55.20 ГрК РФ и Уставом НОСТРОЙ, в том числе:
- соблюдение общественных интересов саморегулируемых организаций;
- обеспечение защиты интересов СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления.
Обеспечение представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций в органах государственной власти, органах местного самоуправления (пункт 2.1.2. Устава). Участие в комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по рассмотрению материалов о награждении ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
1. Приказом от 7 сентября 2016 года № 623/пр Минстроем России учреждён ведомственный знак отличия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», – Почётная грамота Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
2. Тем же приказом утверждено Положение о ведомственном знаке отличия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда».
3. Пунктом 12 Положения определено, что до принятия министром решения о награждении кандидата Почётной грамотой документы о его награждении рассматриваются комиссией Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по рассмотрению материалов о награждении ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
7. Контроль за соблюдением закона «О персональных данных»
Прекращение практики направления запросов в СРО, не связанных с исполнением основных функций НОСТРОЙ. Сегодня в нарушение действующего законодательства «О персональных данных» Нацобъединением допускаются случаи запросов у СРО персональных данных сотрудников – членов СРО без учёта наличия согласия вышеуказанных сотрудников на соответствующие действия.
8. Виды работ
Дополнить перечень видов работ, закреплённый в Приказе Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 (редакция от 14 ноября 2011 года) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» работами, выполняемыми при специализированном строительстве, в том числе таких как:
- зарубежное промышленное и гражданское строительство;
- объекты космического назначения;
- сооружения связи, радиовещания и телевидения;
- конструкции гидротехнических сооружений;
- судовозные пути стапелей и слипов;
- противоэрозийные, противоселевые, противолавинные, противооползневые и другие природоохранные сооружения;
- берегоукрепительные работы; мелиоративные работы (орошение, осушение, обводнение),