Кроме того, сегодня всем строителям необходимо учесть серьёзность ситуации, так как министр строительства России Михаил Мень в интервью «Большой Москве» оценил принятие этого блока поправок в Градостроительный Кодекс, направленных на совершенствование механизма функционирования саморегулируемых организаций, как последнюю возможность спасти саморегулирование в строительной отрасли.
Поэтому мы обязаны в своей деятельности руководствоваться буквой и ДУХОМ закона, а также в разработке стандартов деятельности сверяться с установленным Правительством России вектором реформирования саморегулирования в строительстве.
Полагаю, что Правительство России и законодатели поступили очень мудро и правильно, когда они инициировали и приняли достаточно рамочный закон о реформировании саморегулирования в строительстве, передав регулирование деятельности внутри сообщества путём разработки и принятия стандартов деятельности СРО, членов этих ассоциаций (союзов), Национальных объединений строителей и организации контроля их исполнения на всех уровнях деятельности.
Учитывая вышесказанное, считаю:
1.
На предстоящем Съезде СРО строителей в сентябре месяце саморегулируемые организации должны передать Национальному объединению строителей функции разработки, принятия и контроля исполнения обязательных стандартов деятельности и внутренних документов саморегулируемых организаций строителей и их членов, и это поставить в качестве одного из первых приоритетных направлений деятельности НОСТРОЙ в 2016 – 2017 годах.
2.
Одних из первых необходимых стандартов деятельности СРО строителей, по моему мнению, необходимо наконец-то разработать первые основополагающие документы из пакета – «Стандарты деятельности саморегулируемой организации строителей» с учётом всех требований, обязательств и прав, изложенных в федеральных законах № 7-ФЗ, 315-ФЗ, Гражданском кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ.
а). «Структура и требования к составу, регламенты деятельности органов управления и их специализированных органов».
б). «Структура дирекции Ассоциации (Союза), типовые положения о дирекции и его отделов, регламенты их деятельности, типовое штатное расписание, права и обязанности работников дирекции».
3.
Большинство руководителей СРО строителей и их окружения отрицательно относятся к возложению государством на саморегулируемые организации строителей ответственности за надлежащее исполнение государственных, муниципальных и иных контрактов и продолжают бессмысленно критиковать эту норму закона. И мы должны быть признательны Правительству России за это.
Только благодаря этой норме, саморегулируемое профессиональное строительное сообщество получило реальную возможность взять на себя государственные функции определения методов и процедур закупок в строительной сфере деятельности, которые в настоящее время превратились в бессмысленные административные барьеры, порождающие недобросовестную конкуренцию в закупочной деятельности и дисквалификацию специалистов и рабочих в строительной деятельности.
Уверен, что государству, муниципалитетам, заказчикам, необходимы объекты капитального строительства, построенные (отремонтированные) в срок и качественно (в соответствии с проектной и рабочей документацией). Сама процедура их закупок их мало интересует.
Строительное сообщество берёт на себя ответственность за исполнение контрактов, поэтому государство должно передать этому сообществу определение правил и способов закупок в строительной области в соответствии общепринятых международных стандартов, так как одной из важных задач сообщества является обеспечение добросовестной конкуренции среди его членов. По нашему мнению, монополизация государством определения процедур и порядка закупочной деятельности приводит к коррупции, недобросовестной конкуренции, разрушению строительных организаций.
Считаю, что Национальное объединение строителей обязано уже с новых позиций обратиться с этим предложением в Правительство России и приступить к разработке отдельной главы федерального закона № 44-ФЗ «Особенности закупок подрядов для государственных и муниципальных нужд в строительной области деятельности» в соответствии статьи 768 Гражданского Кодекса РФ, международного стандарта ISO 10845-2010 «Закупки в области строительства» и норм FIDIC.
Для возобновления указанной работы считаю необходимым возобновить продуктивную деятельность Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и ценообразованию в строительстве. Я готов к этой деятельности.
4.
Учитывая рекомендации положений международного стандарта ISO 10845-2010 и международную практику, для обеспечения реальной поддержки обеспечении работой местного населения, реальной поддержки муниципального микробизнеса в строительстве считаем необходимым установить верхнюю планку закупок в строительстве участниками, зарегистрированными в данном субъекте Федерации при величине начальной максимальной цены контрактов (НМЦК) до 200 миллионов рублей. Это значительно оздоровит конкурентную среду в строительстве субъектов федерации, и позволит начать возрождение строительных комплексов в них.
5.
Учитывая значимость специалистов – лиц, организующих строительство (капитальный ремонт) объектов капитального строительства и лиц, организующих проектирование этих работ, министерством строительства Сахалинской области и правлением Ассоциации «Сахалинстрой» принято решение о создании и ведении областного реестра лиц, организующих строительство и реестра лиц, организующих проектирование и организующих изыскательские работы. Срок создания этих реестров – до конца декабря сего года.
Данные реестры фактически имеют системообразующее значение. Информация из этих реестров станет основой для разработки и принятия кадровой политики в строительной отрасли области. При их составлении будет чётко понятно, какое количество проектных, изыскательских и строительных организаций, которые могут принимать участие в государственных или муниципальных закупках.
Как мы сейчас понимаем, специалисты в региональном реестре в разрезе направлений деятельности – это стратегический кадровый ресурс области.
Информация из этих реестров будет очень востребована при подготовке и подаче сведений об этих специалистах в Национальные реестры этих специалистов. Кроме того, сведения из регионального реестра обязательно будут востребованы и использованы при контроле наполнения Национальных реестров и при проведении закупок в строительстве в Сахалинской области.
6.
На территории Сахалинской области отсутствуют региональные саморегулируемые организации проектировщиков и изыскателей, а организации получающие свидетельства о допусках на проектные и изыскательские работы стремительно и неконтролируемо размножаются при постоянном снижении качества и полноты проектной документации.
В настоящее время насчитывается (по непроверенным данным) около 140 проектных и изыскательских организаций (по числу их в реестрах). Правительство области запросило президента НОПРИЗ Михаила Посохина представить полный реестр проектных и изыскательских организаций в Сахалинской области в разрезе саморегулируемых организаций, что бы при проверке их все были учтены.
Учитывая изложенное, правительством области принято решение о проведении сплошной проверки организаций, имеющих указанные свидетельства о допусках, к проведению которой приглашены специалисты Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Планируется привлечение специалистов служб заказчиков, Государственной инспекции строительного надзора, специалистов областного отделения РТН и, при необходимости, работников силовых структур области.
Эта работа будет вестись параллельно с составлением Реестра лиц, организующих изыскания и организующих проектирование на территории области до конца текущего года.
7.
Важным условием реальности контроля соответствия участника закупок в строительстве требованиям федерального закона с 1 июля 2017 года будет требование в закупочной документации указания участником закупки конкретного лица, которое будет организовывать строительство/капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязательного подписания необходимых документов в процессе строительства этим лицом организующим строительство, и реальное выполнение работ по организации строительства этим лицом на всём протяжении исполнения требований заключённого контракта.
В контракте должно быть указание подрядчику представить приказ на конкретное лицо, организующее строительство, которое имеется в Национальном реестре с перечнем всех основных его функций в соответствии требований Градостроительного кодекса РФ, свода правил «Организация строительства» и положений контракта, которые корреспондируются с его должностной инструкцией в данной строительной организации.
В противном случае, контракт должен быть расторгнут, заявленное подрядчиком лицо должно быть исключено из Национального реестра специалистов, а такой участник закупок должен быть размещён в Реестре недобросовестных поставщиков. Это важнейшее условие выполнения требований Градостроительного Кодекса РФ в новой редакции и недопущения к закупкам лиц, не соответствующих требованиям закона.
8.
Ассоциация «Сахалинстрой» считает, что в 2017 году важнейшим вопросом должно быть – наладить полное взаимодействие регуляторов государственного управления строительной отрасли на федеральном и субъектном уровнях управления, а также решить вопросы отношений регуляторов и со-регуляторов строительной отрасли на субъектном уровне.
Считаем важным разработку и согласование индикаторов развития саморегулирования в строительстве на уровне субъектов федерации и включение этих индикаторов в показатели оценки показателей развития административной реформы в субъектах федерации.