Какой путь у саморегулирования сегодня, когда время работает против самих саморегуляторов, и почему отцы-основатели строительного саморегулирования в России не предпринимают никаких действий для модернизации системы?
За неполных шесть лет действия законодательства о саморегулировании в сфере строительной деятельности, претензии к системе СРО накопились, пожалуй, у всех: у населения, у самих строителей, у органов власти и управления всех уровней. Большинство подрядных организаций не понимают роли саморегулируемых организаций в их деятельности, которым они вынуждены ежемесячно отчислять средства, органы власти попросту не видят потенциала СРО, а сами саморегулируемые организации, в большинстве своём, заточены исключительно на максимальное, порой безудержное, расширение членского состава.
В этой вакханалии, когда некоммерческие саморегулируемые организации живут в условиях коммерческого рынка приобретения новых членов и с остервенением борются за каждого нового члена, существует и стремится выжить важнейшая для государства отрасль – строительство. Если взглянуть на географию расположения членского состава всех крупнейших межрегиональных СРО строителей, большая половина из которых зарегистрирована в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах центра России, мы увидим, что эти, так называемые, партнёрства, как раковые опухоли метастазами охватывают всю Россию – от Калининграда, через Якутию, до Сахалина и Камчатки.
У системы саморегулирования в строительстве, господа, наблюдается запущенный онкологический кризис в предпоследней стадии. И время работает против нас. Этому может помочь только срочное «хирургическое вмешательство» специалистов, которые стремятся понять принципы саморегулирования и построить саморегулирование в строительной сфере деятельности.
Оффшоры для «однодневок» и недобросовестных участников строительного рынка
Строительные СРО, стремящиеся во что бы то ни стало максимально расширить членский состав, используя недобросовестную рекламу, всевозможных «агентов» и посредников во всех субъектах Российской Федерации, принято называть деликатно «коммерческими» или и того мягче – «межрегиональными». Тогда как на самом деле, такого рода СРО – это оффшорные предприятия, не скрывающие своего коммерческого интереса по расширению членского состава.
Следует называть их именно оффшорными, так как они создаются для недобросовестных или несостоятельных организаций, которые хотят уйти от проверок, от контроля, чаще всего, не соответствующих требованиям выдачи Свидетельств, укрываясь за пределами субъектов Федерации, в котором они зарегистрированы, и где реально стремятся осуществлять строительную деятельность, где их знают, и где они не смогли бы получить Свидетельство о допусках.
За примерами далеко ходить не приходится. Стремительное расширение членского состава НП «Строительный Альянс Монолит» (НП «САМ») привлек внимание Ростехнадзора. Кстати, почему-то деятельность этой, по нашему мнению, квази-СРО не привлекла внимание Аппарата НОСТРОЙ, который приобрёл все необходимые права для проведения контрольных функций? По сообщению прессы, за полгода эта организация увеличила свой членский состав со 112 до 1.946 членов. То есть, ежедневно агенты этой квази-СРО поставляли ей со всех уголков России от 25-ти до 35-ти новых членов. И это не предел. Скептики отмечают, что если в СРО идут, значит это якобы кому-то нужно, имея в виду заинтересованность со стороны строителей. Но членский состав НП «САМ» состоит не только из вновь созданных строительных организаций. Так, известен случай, когда член НП СРО «Сахалинстрой», выйдя из регионального партнёрства, так как к ней имелись сомнения относительно состава специалистов, тут же вступил в НП «САМ», которая располагается, между прочим, в первопрестольной.
В настоящее время, любое межрегиональное СРО, которое продолжает прирастать членским составом из других субъектов Российской Федерации – это чисто коммерческие, «оффшорные» СРО. Таких членов они перекупают от «агентов», которые наводнили большинство городов России. В виде посреднических фирм подобного рода можно представить, например, компанию «ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СРО» (www.govsro.ru). Где контролирующие органы и НОСТРОЙ? Ведь уже приняты все необходимые законы? Или сейчас тоже чего-то не хватает Национальным объединениям?
У нас возникает мнение, что вскоре кто-то будет инициировать новый законопроект с ужесточением отношения к СРО строителей. Но ведь не для этого создаётся институт саморегулирования в строительстве. Некоторые подобные посредники заявляют на своих сайтах, что у них есть представители во всех субъектах Федерации и в более 900 городах России. Что общего их деятельность имеет с развитием саморегулирования в строительной сфере деятельности?
Необходимо понимать, что получаемые через посредников новые члены для оффшорных (коммерческих) СРО являются сверхприбыльным товаром. Это очень напоминает выгодную покупку курей, несущих золотые яйца (в виде членских взносов). При этом, на содержание этих «курочек» в будущем этим оффшорным СРО не нужны никакие расходы. В остатке – одни золотые «яйца». Примеры таких оффшорных (коммерческих) СРО – около половины реестра СРО строителей. Такие межрегиональные СРО строителей, раковые опухоли саморегулирования в строительстве, опутали своими метастазами всю Россию и высасывают из регионов России членов СРО и денежные средства, обедняя саморегулируемые организации большинства регионов страны. Это тяжёлая болезнь саморегулирования в России.
Спрос на новые, только зарегистрированные юридические лица, на незаконное получение «прав на строительную деятельность», желающих незаконно стать счастливыми держателями Свидетельств о допуске, которые дают право участвовать в электронных аукционах при закупках строительных работ, спровоцировал появление многочисленных агентов – юридических контор или представителей-индивидуалов, которые наводнили интернет и города России.
Эта когорта участников рынка буквально борется за каждого новоиспеченного индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, которые встают на учёт в налоговых отделениях и заявляют направлением деятельности строительство. Практически сразу после регистрации посредники (агенты) межрегиональных (оффшорных) СРО строителей предлагают предпринимателю получить Свидетельство на «крайне выгодных условиях», и в качестве бонуса клиентоориентированные конторки предлагают необходимое количество специалистов в виде «мёртвых душ» (помните незабвенного Гоголя?), необходимых для получения допуска к выполнению строительных работ, которые «существуют и будут трудоустроены» только «на бумаге». Кроме того, эти «преступные агенты оффшорных СРО» ещё и выдают знаменитые «корочки» о так называемом «повышении квалификации несуществующих специалистов». В виде бонусов эти «преступники от саморегулирования» выписывают будущим членам таких квази-СРО Сертификаты ISO, чем они полностью дискредитируют документы соответствия в строительной деятельности. Таким образом, в России сейчас имеет место организованный, я бы сказал, преступный конвейер штампования Свидетельств о допусках, и других документов соответствия, ничего общего не имеющих с законно выданными. По мнению некоторых экспертов, таких Свидетельств о допусках, в настоящее время, обращается более 30 процентов от общего количества. И это по самым оптимистичным прогнозам.
«Завербованные» таким образом в оффшорные (межрегиональные) СРО строительные организации выступают выгодным товаром во взаимоотношениях между посредническими юридическими конторами (агентами) и оффшорными СРО.
Для коммерческой (оффшорной) СРО полученный таким образом член абсолютно выгоден – на него в будущем не затрачиваются силы аппарата СРО для проведения плановых и внеплановых проверок, фиктивный кадровый состав не проходит реальное повышение квалификации (только фиктивное) и прочее.
Реальная норма прибыли от членов в оффшорных СРО достигает, по заявлению самих таких руководителей, до 1.500 процентов (!). До такой нормы прибыли не дошёл даже Карл Маркс в своем труде «Капитал», когда обличал алчность капиталистов. По моему мнению, эта норма прибыли намного выше, нежели при торговле наркотиками или оружием на «чёрном» рынке, к тому же, как показала практика, торговля членами СРО между агентами и оффшорными СРО проходит совершенно безнаказанно, а руководители подобных оффшорных саморегулируемых организаций имеют ещё и общественный вес при такой деятельности.
Учитывая всё это, становится понятным, что оффшорные СРО – это реальный и единственно возможный выход на рынок для недобросовестных строительных организаций. Свидетельство о допуске для них – это входной билет на ниву государственного и муниципального заказа, а те самые «мёртвые души» против компаний с реальным квалифицированным кадровым составом – возможность для головокружительного снижения цены и, как результат, – победы почти на любых тендерах.
Вне всяких сомнений, система оффшорных (межрегиональных) СРО – это реальная угроза для национальной безопасности строительной отрасли, от деятельности которой напрямую зависит безопасность, комфортность и надёжность среды обитания россиян.
Вопреки всему
Как могло случиться так, что система саморегулирования в России была построена по такому чуждому и ничем до сих пор неоправданному принципу внесубъектного построения? Система организационного устройства Российской Федерации имеет чёткую вертикальную организационную структуру – структуры в субъектах Федерации и центральные органы на федеральном уровне. Это – организация политической жизни, структура управления общественной деятельностью в России,система построения государственного управления (исполнительная и представительная система власти).
Как правило, межрегиональные структуры управления в России организуются только для решения конкретных локальных задач и на определённое время, не более. Развитие саморегулирования – это не локальная задача. Поэтому, право создания межрегиональных СРО строителей ничем не обоснованно и противоестественно.
Крайне важно отметить, что саморегулируемые организации являются составным компонентом административной реформы, проведение которой было инициировано Указом Президента России от 23 июля 2003 года № 824. Данным Указом закрепляется развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики как приоритетное направление административной реформы.
Регулирование проведения административной реформы было поручено специально созданной Правительством Российской Федерации комиссии, в которую с 2009 года должны были быть введены представители предпринимательских структур, общественных и научных организаций,саморегулируемых организаций и профсоюзов.
С 2005 года Правительство России рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы с учётом положений Концепции и плана мероприятий, одобренной Правительством РФ.
Важно заметить, что эти комиссии, в чьи полномочия, в частности, входит и развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики созданы по федеральному и региональному принципу. И это логично. Внесубъектное (межрегиональное) построение комиссий по проведению административной реформы привело бы к невозможности и неэффективности работы этих органов.
Интересно то, что в комиссиях по проведению административной реформы должны были участвовать представители СРО, работающих в конкретных субъектах Федерации.
Как эта работа осуществляется со стороны оффшорных (межрегиональных) СРО, представленных в едва ли не всех регионах России, не понятно. Что делать Комиссии в субъекте Федерации, если в этом субъекте две, три, десять, сто межрегиональных СРО строителей? С кем и как работать? А ведь, если говорить предметно, именно они концентрируют в своих рядах абсолютное большинство строительного бизнеса России со всех его городов. Кто же из них сейчас должен формировать предложения в формировании политики в развитии градостроительной деятельности конкретного субъекта Федерации и становления и развития саморегулирования в строительной отрасли конкретного субъекта Федерации?
Этим объясняется то, что на сегодняшний день указанные комиссии практически повсеместно формируются без участия СРО. Местные региональные СРО под воздействием всеобщей коммерциализации саморегулирования, с каждым годом ослабевают, что только провоцирует численное укрепление оффшорных (межрегиональных) СРО, преимущественно, в Москве и городах СЗФО. Поэтому, по нашему мнению, Правительство России и Руководство субъектов Федерации, не организовали работу специально созданных комиссий на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации по проведению административной реформы, в части такого приоритетного направления, как развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики. Поэтому, получилось то, что получилось. Считаем, что сейчас пришло время перезагрузить систему саморегулирования в строительстве.
Строго говоря, термин «СРО» к оффшорным организациям употреблять некорректно. По нашему мнению, их деятельность ни на йоту не соответствует целям и задачам построения и деятельности саморегулируемых организаций в области строительства. Без построения реальной саморегулируемой организации в пределах конкретного субъекта Российской Федерации, без исполнения переданных государством действующей субъектной СРО контрольно-надзорных функций, без реальной работы по защите прав и законных интересов членов своего партнёрства, а также без постоянной работы с органами власти в конкретном субъекте Федерации по формированию единой отраслевой политики в этом субъекте, такая ассоциация строителей не может называть себя саморегулируемой организацией. Такие образования могут называться только, как квази-СРО или «оффшоры».
Регионализация (субъективизация) саморегулирования в строительстве
Одна из ключевых задач саморегулируемых организаций – осуществлять защиту законных интересов и прав собственных членов. Выполнять эту важнейшую функцию при внесубъектном построении системы СРО невозможно. Оффшорные СРО это понимают, поэтому об их работе с губернаторами, министрами строительства в регионах и другой деятельности мы не слышим, а на их сайтах есть что угодно, только не информация о реальных результатах взаимодействия. Меж тем, эта сфера деятельности жизненно важна для предпринимательского сообщества в сфере строительной деятельности.
СРО выступают получателями делегированной им государством функции по выдаче Свидетельств о допусках к работам, контролю за соответствием и деятельностью строительных организаций. Государственная власть отдала на откуп СРО часть контрольных полномочий, ожидая ответственного исполнения. Что получилось в итоге? Агрессивная деятельность оффшорных (межрегиональных) СРО на территории всей России привела к фактически исчезновению саморегулируемых организаций, выполняющих свою первостепенную функцию. Поэтому именно строительные организации – члены СРО, до настоящего времени мало воспринимают саморегулирование, как нужное именно им общественное явление. Регулированием политики в области строительства в субъектах Федерации со стороны консолидированного предпринимательского сообщества практически никто не занимается – из региональных СРО, которых меньшинство, фактически выпиты все соки посредниками межрегиональных (оффшорных) СРО, из-за массового отвлечения строительных организаций в эти квази-СРО.
Все деликатные попытки борьбы с так называемыми, коммерческими СРО в виде всё новых законодательных изменений, будут по-прежнему терпеть фиаско. И всё по причине неразумности изначального построения системы саморегулирования. Под вывеской крупных СРО сегодня скрываются оффшоры, работающие на бесконтрольный и максимально возможный прирост членских взносов. Повторимся, что по степени прибыльности эта деятельность может дать фору любому незаконному бизнесу.
Важно понимать, что без серьёзных лоббистских сил, существующая антиразумная система построения СРО, безусловно, принята бы не была. И если предметно посмотреть на тех, кто сегодня стоит во главе крупнейших оффшорных СРО, то становится понятно, что у законотворцев и властей были именитые и авторитетные советчики, которым удалось внедрить внесубъектную алогичную структуру построения СРО строителей в России.
Законный вопрос. Почему за годы работы НОСТРОЙ вопросы самоочищения рядов СРО от тотальной коммерциализации так и не были выведены на серьёзный уровень? Почему это не стало предметом рассмотрения на Советах НОСТРОЙ, на Конференциях СРО в округах, на Всероссийских Съездах?
Не потому ли, что в работе Советов НОСТРОЙ и Съездов СРО строителей принимает участие все то же заинтересованное большинство, в чьих интересах сохранить сложившееся положение дел на максимально возможный срок? Однако – время перемен стучится!
Деоффшоризация саморегулирования
Пришло время, когда в условиях резкого ослабления отечественной валюты, участники строительной отрасли стоят на пороге необходимости кардинальных качественных изменений. Антикризисный план по выходу сектора реальной экономики из застоя должен базироваться на волевых решениях, обещающих реальный результат в виде нормализации условий, выхолащивания всех губительных элементов регулирования процессов в виде, ставших нарицательными среди строителей, квази-СРО.
Основа нашего предложения состоит в оперативных действиях по субъективизации саморегулирования, возвращения его структуры к первозданному принципу построения управления в России. И, к слову, построения подобных ассоциаций за рубежом, где профессиональные или предпринимательские ассоциации строятся строго по субъектам государства (префектурам и прочее), которые объединяются в Национальные объединения.
Субъективизация саморегулирования позволяет реально устранить коммерциализацию СРО со всеми её последствиями в виде посреднических агентов и недобросовестной рекламы – региональная структура построения саморегулирования делает все предпосылки коммерциализировать процесс тщетными. На смену недобросовестным и антиразумным условиям конкуренции между СРО приходит здоровое соревнование между субъектами Федерации по развитию саморегулирования в регионе, как приоритетного направления деятельности административной реформы.
Если вскоре не будет принято решение о перезагрузке саморегулирования в строительной сфере деятельности в Российской Федерации, мы будем настаивать, чтобы в качестве тестовых площадок были выбраны в первую очередь регионы, где сформированы по одной региональной СРО, достигнувшие эффективной работы с местными органами власти, имеющими успешный опыт разработки региональных нормативной документов и реализующих предложения в политику регулирования отрасли в пределах субъекта. Такие субъекты в Дальневосточном Федеральном округе есть. Это Сахалинская область, Камчатский край, Якутия, Магаданская область, ЕАО. Уверены, что найдутся желающие пойти на перемены и в других Федеральных округах. Нам необходимо объединяться и показать преимущества субъектного саморегулирования в строительной деятельности всей России. Кроме того, считаем, что в каждом субъекте Федерации должны объединиться и строители, и проектировщики, и изыскатели. Где недостаточна численность одного из видов саморегулируемых организаций, разрешить создавать комбинированные СРО строителей.
Нельзя допустить отсутствие в любом субъекте Федерации системы саморегулируемых организаций в области строительства. Это недопустимо, так как создание и развитие системы саморегулируемых организаций в области строительства является приоритетным направлением административной реформы в конкретном субъекте Федерации. И этот вопрос необходимо решать немедленно.
Субъективизацию саморегулирования на территории Сахалинской области поддерживает и Правительство островного региона. Для них очевидна качественная разница между результатами подрядной работы держателей Свидетельств о допуске оффшорных СРО и членами региональной саморегулируемой организации. За без малого шесть лет действия системы саморегулирования в службах заказчиков начинает складываться горькое понимание, что Свидетельство о допуске оффшорной квази-СРО фактически является синонимом недобросовестности, сознательным уходом к недосягаемым «столичным» пунктам по выдаче, называя вещи своими именами, «фантиков».
Однако следует отметить, что держателями Свидетельств оффшорных СРО являются не только недобросовестные компании. В членских составах межрегиональных СРО-спрутов немало предприятий, оказавшихся во внесубъектном партнёрстве по вине массированной рекламы 2009 года.
Деоффшоризация саморегулирования – это процесс, требующий управленческой воли. Строительные организации, оказавшиеся под влиянием агрессивного маркетингового воздействия оффшорных СРО, зачастую не понимают, каким образом они могут добиться от партнёрства защиты своих законных интересов и прав. С момента получения Свидетельства от оффшорного СРО, единственной причиной взаимодействия с такими квази-СРО являются ежемесячные счета по членским взносам. Не удивительно, что параллельно с всевозрастающим потенциалом оффшорных СРО растёт движение АНТИ-СРО, которое, если разобраться, борется с несовершенствами системы саморегулирования и ратует за возвращение к лицензированию, где взносов в комфонды не было.
Деоффшоризация саморегулирования, по нашему мнению, должна обязательно сопровождаться широкой амнистией заблудшим строительным организациям.
Амнистия – это возможность строительным организациям вернуться в свои регионы из оффшорных (межрегиональных) СРО строителей со своими компенсационными фондами, с начисленными на них процентами при размещении их на депозитах в банках.
Деоффшоризация саморегулирования и создания единого СРО строителей в пределах субъекта Федерации позволит продемонстрировать реальное исполнение законных функций саморегулируемой организации по гармонизации предпринимательского климата в субъекте Федерации и во всей России.
Есть сомневающиеся, которые твердят, будто регионализация саморегулирования невозможна, поскольку существуют консорциумы и группы компаний, работающие в разных субъектах Федерации. К сожалению, сторонники этой позиции не до конца понимают суть саморегулирования, заложенную в части 1, статьи 3 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», где чётко говорится, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации…, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров или рынка произведённых товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определённого вида. Холдинги или консорциумы созданные для строительства определённых объектов или выполнения определённых контрактов – это производственные или договорные объединения. Никакого прямого отношения к организационной структуре саморегулирования в строительстве они не имеют отношения. Вопросы особенностей строительства отдельных объектов или видов работ должны обсуждаться на специально создаваемых Комитетах или на рабочих группах Национального объединения.
Количество СРО в России должно быть равно числу субъектов Федерации, то есть 85 СРО строителей. В крупных субъектах Федерации СРО строителей могут организовывать филиалы по территориальным признакам, в пределах субъекта Федерации, в том числе, в городах Москва и Санкт-Петербург.
При этом, в арсенале каждого субъектного СРО строителей будут все ресурсы субъекта Федерации – людские и денежные, большая часть которых сегодня оседает в карманах многих руководителей оффшорных (межрегиональных) квази-СРО, которые при этом будут направлены на прозрачное выполнение отраслевых задач в каждом конкретном субъекте Федерации, а значит, в России.
При этом выданные субъектными СРО строителей Свидетельства о допусках к работам действительны на всей территории России.
Саморегулирование в строительной деятельности беременно кардинальной перезагрузкой.
И эта перезагрузка саморегулирования, очищение СРО строителей, должны произойти до момента выпуска Нового приказа о перечне работ, для выполнения которых необходимо НОВОЕ Свидетельство о допуске к ним.
Общеизвестно, что системе саморегулирования дан обратный отсчёт. Об этом говорил и министр строительства и ЖКХ России, и председатель Правительства РФ, и Президент Российской Федерации. То и дело приходится слышать о том, что остался всего год. Но на деле времени может быть и того меньше, потому что не исключено, что непосредственно после завершения работ по переходу сферы ЖКХ на лицензирование, аналогичный опыт будет применен и для системы саморегулирования в строительной сфере деятельности.
У системы саморегулирования остался последний шанс – мы его и предлагаем!