Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 11 ноября 2014 в 10:02
0    41732

: Мы ждём перемен!

Валерий Мозолевский

Говоря о саморегулировании, нужно прежде всего задать вопрос – саморегулированием чего мы собираемся заняться? Речь идёт о трёх участниках процесса, каковыми являются предпринимательское и профессиональное сообщество – органы власти – потребители. Это международная классика. Только при развитии саморегулирования в обществе, в сферах экономической деятельности можно говорить о становлении и развитии гражданского общества в нашей стране и о снижении уровня административного (государственного) регулирования всеми процессами в России.

А ситуация сегодняшнего дня демонстрирует, что изменений хотят все, а менять при этом систему никто не хочет, не понимая, что причина тщетности всех попыток борьбы с коммерциализацией, отсутствия реального саморегулирования, выходящего за пределы выдачи свидетельств о допуске, кроется в глубокой системной проблеме. Можно до бесконечности ужесточать законодательство о саморегулировании, возлагать на СРО всё новые дополнительные функции, но реального результата от этих мер не последует.

Система саморегулирования в обществе, как известно, заимствована из зарубежной практики успешных и эффективных стран, но с некоторыми очень существенными изъянами и дополнениями. И главнейшее в этом ряду – отсутствие регионализации СРО, которое в России традиционно и не к месту, объясняется единым экономическим пространством и другими, также неуместными в данном случае причинами. Меж тем, в Японии – регионализация ключевое условия отраслевого развития регулирования отношений.

Субъектное построение саморегулирования позволяет формировать ячейки гражданского общества, которые, сегодня, российские СРО, как правило, не создают. Только в этом случае, могут создаваться условия для консолидации строительного бизнеса на конкретной территории субъекта Федерации и, как следствие, в России.

Это позволит бизнесу решать системные проблемы на местах, там где они живут и работают, взаимодействуя при этом с органами власти на местах и потребителями.

Ведь чем дальше, тем сильнее мы забываем о главной задаче любой саморегулируемой организации – защита прав и законных интересов своих членов через организации отношений между всеми участниками общества. Свидетельства о допусках – это лишь одна из функций СРО и даже, не главная. Сегодня же все перевернуто с ног на голову. Получение Свидетельства, чаще всего, является единственной мотивацией для строителей и «фирм-пустышек» для вступления в СРО. Многие из них даже называют это «покупкой СРО»!

К примеру, в Сахалинской области по самым скромным оценкам работают члены более 40-ка саморегулируемых и квази-саморегулируемых организаций. Больше половины всех организаций, которые себя считают строительными, получили (часто просто купили) Свидетельства о допуске к работам в межрегиональных СРО Москвы и Питера, у которых никоких структур на территории нет. Возможно есть только какие-то Агенты – «смотрящие», иначе их назвать нельзя. Ведь их главная задача – организовать сбор членских взносов и забрасывать сети за новыми «пустышками».

Зачастую члены коммерческих (недобросовестных) СРО и сами не знают, в каком СРО они состоят, не догадываются они, что имеют полное право получить защиту от аппарата своей саморегулируемой организации.

Очевидно, что когда НП СРО «Сахалинстрой» выстраивает взаимоотношения с органами власти от областных до каждого муниципалитета, когда разрабатываются нормативные документы и пр. – защищаются интересы всего строительного бизнеса Сахалинской области, в том числе и подобных членов коммерческих (недобросовестных) СРО.

Эта тема, как наиболее злободневная, по моему мнению, должна занять особое место в обсуждении на конференции.

Обратите внимание на ещё один вопрос. На предстоящей второй международной конференции по теме «Практическое саморегулирование», которая состоится 20 ноября в ТПП РФ, вообще мало планируется говорить о потребителях, а ведь без них смысл саморегулирования просто исчезает. Поэтому и возникает вопрос: для чего нужно саморегулирование в отраслях экономической деятельности? Почему в этом должны быть заинтересованы органы власти, государство, в конечном счёте – все мы? Поэтому надо хотя бы обозначить место и значение самого потребительского сообщества, заказчиков, этой третьей стороны, в становлении саморегулирования в России.

Считаю, что на предстоящей Конференции необходимо принять решения, которые должны быть интересны не только отдельным участникам этой встречи, а чтобы они были понятны для населения, потребителей, специалистов и членов саморегулируемых организаций, руководителей и работников органов власти, управления, надзора.

Например, какие предложения мы вырабатываем на Конференцию для руководителей и работников органов власти всех уровней, чтобы все исполнители этого сегмента отношений начали воспринимать саморегулирование, как важный и необходимый элемент отношений в стране? Чтобы они начали реально нас замечать, учитывать мнение предпринимательского и профессионального сообщества в своей работе.

Ведь задачу развития саморегулирования в областях экономики Президент страны поставил ещё в своём Указе от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 годах». Этот Указ Президента России и соответствующие Федеральные законы РФ необходимо исполнять всем, и в первую очередь, органами власти, управления, надзора. Почему мы ничего не планируем говорить на Конференции 20-го ноября об их отношениях с саморегулируемыми сообществами? Это, возможно, не так важно в непроизводственных сферах экономики, но в производственном секторе экономики – это важнейший вопрос.

Как наши Национальные объединения взаимодействуют и работают с образованной в соответствии пункта 2 этого Указа Президента России Комиссией по проведению административной реформы? Какие интересующие нас вопросы были рассмотрены, используя полномочия этой комиссии? Где информационная открытость об данной работе? Считаю, что Национальные объединения обязаны были самым непосредственным образом работать с этим органом управления.

Почему, до настоящего времени, практически ни в одном из положений о министерствах, ведомствах, губернаторах, мэрах, представительных органах разных уровней, органах надзора, общественных палатах и общественных советах разных уровней, нет упоминаний о саморегулируемых сообществах, с которыми те обязаны были бы взаимодействовать и вырабатывать соответствующие решения? А ведь это государственная политика, которая была утверждена Указом Президента России в 2003 году.

Почему Национальные объединения не ставили эти вопросы перед Правительством России? Не потому ли, что руководители и Советы объединений были заняты своими проблемами, не задумываясь о сути саморегулирования в отношении членов и функциях объединений, прописанных в Федеральных законах. Поэтому, по моему мнению, это одна из причин невыполнения постоянной и целенаправленной работы Нацобъединений саморегулируемых организаций с федеральными и региональными органами власти, надзора и управления в части становления и развития саморегулирования отношений в отраслях экономики Российской Федерации, что прописано в их основных Функциях.

Считаю, что от обсуждения этих вопросов мы не можем уйти на предстоящей Конференции в ТПП РФ, так как без принятия решений и предложений по этим вопросам нас не поймут вообще.

Какие рекомендации и кому даст Конференция? Что делать Минэкономразвития РФ со своим проектом Доклада об оценке результативности системы саморегулирования, внедрённой в отраслях и видах экономической деятельности? Что мы можем предложить председателю Правительства РФ в связи с поручением ему от Президента страны по этому вопросу?

Я предупреждал всех, что принятие закона № 113-ФЗ, описывающего требования об информационной открытости саморегулируемых организаций, бессмысленно, без принятия конкретных мер организационного характера. А в недалёком прошлом многие возлагали большие надежды на то, что данные меры позволят победить коммерциализацию и не добросовесность в реализации саморегулирования. Закон вступил в силу, действует, и что, отразилось ли это на коммерческих и недобросовестных СРО? Нет, на них это никак не отразилось.

Все это напоминает мне тяжелобольного человека, которому, вместо реального лечения, изменения образа жизни, рекомендуют дорогую косметику для изменения цвета лица. Вместо того чтобы искать способ лечения системы саморегулирования, изменения его образа жизни, мы упорно продолжаем ей «красить губы», маскируя симптомы и саму болезнь. А меж тем, болезнь прогрессирует.

Вообще, при внедрении всего нового, главное – изучение прошлого опыта и организационные решения. Ни того, ни другого в России не было сделано. При этом, грубо и бесцеремонно, хорошие задумки приватизировали некоторые руководители, которые и рулили подобными процессами при прежней системе государственного регулирования. Да, исключения есть. Но в своей массе эти деятели, постепенно и упорно, «хоронят» ещё практически не родившееся саморегулирование, а организационные схемы построения некоммерческих парнёрств и саморегулирования на их базе, подстроили под свои интересы и под свои «сети влияния».

В строительной отрасли организационная структура саморегулируемых организаций возникла во многих случаях на структурах государственного лицензирования, на базе многих лицензионных центров, на огромной базе данных и готовых пакетов документов московских и санкт-петербургских консультационных центров, которые зарабатывали на, так называемой, подготовке документов во времена лицензирования. Одни постоянно ностальгируют по созданию мини-Госстроев, другие – по центрам сбора денег в громадных количествах без особой заботы.

Теперь уже они порождают вокруг себя рой посреднических центров по всей России, занимающиеся «окучиванием» простаков, простой продажей «фантиков» или по подпитке недобросовестных и коммерческих СРО новыми «пустышками» за плату.

Я уверен, что Президент России вынужден будет «взорвать» эту систему приспособления сомнительных компаний, под видом общественных организаций (не могу их назвать объединениями строительных организаций) к фактическому разрушению производительных сил России – строительного производства квалифицированными и опытными специалистами и рабочими.

Сегодня процессы реального паразитизма многих участников квази-саморегулирования скоро дойдут до критической отметки абсурда (в крайнем случае, в строительной сфере) и сама замечательная идея становления и развития саморегулирования в России может быть скомпрометирована на многие годы. Если мы в ближайшее время не выработаем реальных предложений по оздоровлению процесса становления саморегулирования, в том числе и на этой Конференции, это может стать последней подобной встречей.

Поймите, дальше нельзя незаконно получать миллиарды, будучи, по сути, «паразитами на саморегулировании» и надеяться, что это – навсегда. Такой практикой внедрения саморегулирования в производственные сферы экономики мы становимся разрушителями нашей отрасли. В крайнем случае, по моему мнению и по проектам материалов Конференции, до 2025 года ничего конкретного, кроме лозунгов, предположений и намерений, не предлагается. Кроме того, в этих материалах пока нет реальных предложений на сейчас и на завтра. А это – главный вопрос.

Вы же знаете, что общество обманывать и бездействовать в вопросах оздоровлени ситуации долго не получится. И Президента России тоже. Нам необходимы конкретные решения, вытекающие из анализа сегодняшних реалий и огромного мирового опыта.

Мы обязаны по результатам Конференции определить, что для этого могут сделать Президент России, Правительство РФ, профильные Министерства РФ, Государственная Дума РФ, правоохранительные органы, Национальные объединения, профессиональное и предпринимательское сообщество, каждый из нас.

Анализ существующей системы построения саморегулирования в сфере строительства и предложения НП СРО «Сахалинстрой» по исправлению ситуации

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии