Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 09 июля 2014 в 13:23
0    43330

: Барьеры, барьеры, барьеры в работе застройщиков... Что делать НОСТРОЙ?

Валерий Мозолевский

За две прошедших недели тема «административных барьеров» стала на сайте ЗаНоСтрой.РФ едва ли не самой главной. Вначале высказался экс-глава аппарата Михаил Викторов, затем редакция опубликовала свой материал где, в частности было упомянуто об инициативе НП СРО «Сахалинстрой». Также прошло несколько читательских опросов, в которых посетители сайта, похоже, высказались однозначно, что барьеров у нас становится всё больше, а работа по борьбе с ними всё больше напоминает полную бессмыслицу.

Не очень понятно, отчего вдруг возник такой ажиотаж вокруг именно этой проблемы, потому как она и её решение не имеют никакого воздействия на судьбу подрядчика. Не исключено, что всё это – последствия речевого замещения в названии самого НОСТРОЙ, которое расшифровывается, как известно – Национальное объединение строителей. В то время, как на самом деле мы являемся никем иным, как Национальным объединением подрядных организаций, выполняющих работы по договору с заказчиком. Эта досадная замена понятий, а также нежелание ряда властьимущих лиц, как со стороны чиновничьих кругов, так и со стороны самого НОСТРОЙ, привели к тому, что на протяжении пяти лет существования Объединения, как бы оно названо ни было, о барьерах, стоящих перед подрядчиками, никто даже не задумывался. Кроме, конечно же, самих подрядчиков.

В основном всё обсуждение сводилось либо к критике ностроевской системы АИС «ОАПС», либо к мерам, которые декларируют различные ведомства. Что касается программно-информационного комплекса, разрабатываемого Национальным объединением строителей, то я уже упоминал, что считаю эту работу бесцельной тратой денег подрядчиков, членов СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Проведённый Нацобъединением мониторинг – оспоримый и не имеющий никаких реальных последствий. Оспоримый, потому что был проведён практически частным образом без широкой огласки и без использования документов муниципалитетов по этому вопросу. Не имеющих последствий – потому что ни один мэр или губернатор никому не давал объяснений или отчёта за самые плохие показатели в этом исследовании.

Относительно же перспектив какой-то административной работы по борьбе с административными же барьерами хочу сказать отдельно. Господа, давайте слушать друг друга! Уже неоднократно было сказано, что само обсуждение этой проблемы в том направлении, как это ведётся на сайте, в НОСТРОЙ, да и в сообществе в целом, бессмысленно. Причина – административные барьеры не только и не столько в количестве процедур. Это глупость и какое-то ребячество. Разместите подобную статью в Европе или в США – там люди не поймут, почему, когда государство борется с барьерами, воздвигаемыми чиновниками или органами власти разных уровней, нет посадок, нет арестов или увольнений последних за препятствование ведению бизнеса или неисполнения Федерального закона. Какая-то «бодяга», когда есть нарушения со стороны чиновников, их не отстраняют от работы, прокуроры молчат, проходит масса целевых конференций, пленарные заседания, круглые столы, совещания на всех уровнях и даже НОСТРОЙ тратит незаконно и бессовестно средства членов СРО-подрядчиков по этой бессмысленной теме. Уже дошло до кретинизма, когда даже подрядчики тратят деньги не на борьбу с барьерами перед ними, а поддерживают своими средствами застройщиков, которые должны оплачивать все их затраты, включая полученный ущерб при исполнении контрактов (ст. 525 ГК РФ).

Какое-то кривое зеркало. В каждом субъекте Федерации есть губернатор, есть министерство инвестиций, есть министерство экономического развития, есть министерство строительства, есть министерство имущественных и земельных отношений, есть мэры городов. Есть мощная государственная структура контроля, надзора и принуждения. Так в чём же проблема? Что за хроническая и неизлечимая болезнь?

Зачем при этом ещё какой-то НОСТРОЙ этим занимается? Делать ему нечего? Его одна из основных задач – защита законных интересов и прав своих членов (СРО) и строительных организаций – подрядчиков, членов СРО. По моему убеждению, необходимо перестать смешить и дразнить членов СРО, подрядчиков, работающих по договору и людей, которые читают подобные статьи и недоумевают. Как это само государство бесплодно борется с созданными самой системой барьерами?

Относительно барьеров и рейтингов

Я почему-то думаю, что нашу страну просто подставили из-за разного подхода в понимании и составляющих процедур «получения разрешения на строительство». Известно, что в разных странах разрешение на строительство выдаётся на разных этапах инвестиционно-строительной деятельности.

В разных странах имеются отличия от понимании точки отсчёта течения инвестиционно-строительного процесса. Разные отношения в земельных вопросах, разная готовность муниципалитетов и прочие причины.

Вопрос. Где можно увидеть в публичном доступе все процедуры ЭТАЛОНА действий застройщика по которому определяются рейтинговые показатели Мировым Банком или рейтинговыми агентствами? Одинаково ли мы понимаем понятийный аппарат всех процедур и отсчёта времени? Пока ответов я не могу получить ни от кого. Кто-то считает, кто-то публикует. А мы кто? Кроме НОСТРОЙ у нас не кому сделать корректный анализ с привлечением субъектов и муниципалитетов? Почему мы принимаем это «на веру»? Это относительно рейтингов. Помните. Ищите интерес! Осталось найти, чей в этом интерес.

Считаю, что во многих случаях эти барьеры в головах мэров, губернаторов и некоторых чиновников Правительства – это моё мнение. И их вина, что Россия занимает последние строчки в рейтингах по этому показателю.

В соответствии с Российским градостроительным законодательством, для ясности всем, кто об этом говорит, застройщик получает разрешение на строительство в течение 10-ти дней после подачи заявления и представления законом установленных документов. Десять дней! Не более. И это, как правило, соблюдается.

Какой неумный человек вписал у нас в админбарьеры, которые есть в исследовании НОСТРОЙ, срок проведения инженерных изысканий, проектирования, ведения инспекции государственного строительного надзора во время строительства и тому подобное?

Изыскания, проектирование и строительство – это единый неразрывный процесс. Сроки строительства зачастую увеличиваются только по безграмотности заказчика и из-за пренебрежения необходимостью достаточных инженерных изысканий, в том числе, при не качественной подготовке земельных участков, а также, от полноты подготовки проектной и рабочей документации, на что за рубежами страны обращают очень пристальное внимание. И, кстати, в отличие от практики в России, на этих важнейших этапах не экономят. Это, как в лечении человека. Чем точнее диагноз, чем лучшая подготовка к лечению, чем более квалифицированные и опытные врачи, чем качественнее препараты, оборудование и вспомогательные процедуры, тем, как правило, успешнее лечение.

Почему нет спроса с мэров и губернаторов за наличие необходимого ежегодного задела подготовленных земельных участков для застройки жилья, объектов соцкультбыта, частного индивидуального жилья, частного многоквартирного жилья. В чём проблема? Это необходимо ввести в ежегодные показатели деятельности этих руководителей. И организовать государственный и общественный контроль. Проблема отпадёт сама по себе.

Относительно монополий

Необходимо, что бы любые платежи в их адрес от застройщиков были в виде выкупа акций монополиста по номинальной цене! Почему они не хотят стать реальными открытыми акционерными компаниями? Почему застройщики должны повышать их капитализацию? Что это за принудительный рынок? В этом у нас, как бы государственный капитализм, только вместо государства выступают монополии разного ранга. От с госучастием и до с муниципальным участием.

Застройщикам необходимо перестать «с руки» кормить монополии. Надо их просто заставить зарабатывать свои деньги и самим предлагать подключения застройщикам на конкурентных началах, как во всём мире. А это зависит от государственной политики, а не от усилий НОСТРОЙ или ещё кого-то.

Отмечу ещё раз, что ничего нового в этих мыслях нет, я неоднократно высказывал их ранее, но, к сожалению, желание сказать своё мнение у многих участников спора пока ещё перевешивает готовность узнать чужое. Не определившись с терминами, можно долго продолжать бесплодные дискуссии – чему мы все и являемся свидетелями.

Что же касается системы мониторинга барьеров, за которую взялся НОСТРОЙ, то это пример выполнения не своей и несвойственной ему работы.

Нам и нашим Национальным объединениям, как можно скорее, необходимо заняться выявлением, систематизацией и доведения до всех заказчиков, всех органов власти, надзора, контроля и управления, до сведения СМИ барьеров, имеющихся перед членами СРО строителей, проектировщиков и изыскателями. Это сейчас самая незащищённая часть участников инвестиционно-строительного процесса. Это задача всех саморегулируемых организаций строительной сферы, это главнейшая задача НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ. Этого ждут от нас все строительные организации, все проектировщики, все изыскатели. Этот реестр необходимо сделать широко публичным, всем доступным и постоянно пополняющимся. А работу по решению проблем и трудностей перед подрядчиками поднять на государственный уровень, что подымет имидж строителей и привлекательность строительной профессии. Считаю, что это должно стать важнейшим приоритетом деятельности Национальных объединений СРО строителей и важнейшим приоритетом деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере на 2014 год и ближайшие годы.

Для того, чтобы составить такой перечень, достаточно обратиться с соответствующей просьбой к членам СРО и проанализировать их обращения. В НП СРО «Сахалинстрой» по результатам первичного анализа был сформирован первый (не полный) общий перечень административных и иных барьеров, препятствующих эффективной работе и нарушающих законные интересы и права саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство и их членов. Ознакомиться с ним можно на нашем  сайте.

Мы намерены обратиться ко всем строительным СРО России с просьбой провести подобные исследования, а также обратиться к президенту НОСТРОЙ Николаю Кутьину о поддержке этой деятельности и организации работы всех органов Национального объединения строителей по борьбе именно с этими барьерами.

.

 

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии