Как говорится, ничего личного, только представляю коллегам анализ докладов, прозвучавших в ходе круглого стола «Стандарты организаций как эффективный инструмент обеспечения безопасности и качества в строительстве», и ряда документов, которые были выданы в качестве раздаточного материала при проведении Дня саморегулирования.
Воодушевленные докладчики восторженно сообщали о победном шествии стандартов НОСТРОЙ по просторам России: 156 стандартов НОСТРОЙ разработано, еще 110 находятся в стадии разработки. Каждый стандарт стоит от 1,8 до 2,4 миллионов рублей. По математике Пупкина с картинками, затраты составят свыше полумиллиарда рублей.
155 саморегулируемых организаций, членов Национального объединения строителей из десяти федеральных округов (около 60% от общего числа СРО), объединяющих более 65 тысяч строительных компаний, приняли на общих собраниях стандарты НОСТРОЙ.
Разрабатывая свои стандарты, НОСТРОЙ, тем самым, исполняет функции саморегулируемых организаций и объясняет это неспособностью самих СРО работать. Подчеркивается, что СРО если и не совсем лишние образования, то роль их предельно проста – сбор податей для высших руководящих и поэтому – умнейших органов.
Стандарты НОСТРОЙ применяются для разработки вопросов и ответов для Единой системы аттестации (ЕСА) и создания программ обучения для вузов.
Участникам упомянутых мероприятий предлагалось объяснять и доказывать всем возможность и необходимость применения стандартов НОСТРОЙ. И в очередной уже раз была сделана попытка доказать недоказуемое – статус стандартов НОСТРОЙ.
В автодорожном строительстве разработано и разрабатывается 44 стандарта. В атомном строительстве – 49 стандартов. Кто умеет считать и сравнивать? Посчитайте, сравните и задайте вопрос: внесли ли соответствующие организации в смету Объединения адекватное количество денежных средств?
Стандарты НОСТРОЙ применяются в арбитражных судах. Так, например, судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда в своем постановлении от 27.12.2012 по делу № А56-42054/2012 указывает, что экспертом в качестве нормативно-технической документации использованы в т.ч. официальное издание СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011. В постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 № 05АП-6572/2012 по делу № А59-471/2012 суд также ссылается на стандарты НОСТРОЙ. Вернее, судья ссылается не на сами стандарты, а на заключение эксперта, использовавшего стандарты НОСТРОЙ для обоснования своего мнения по какому-то вопросу.
Стандарты НОСТРОЙ также применяются при проведении процедур экспертизы и досудебных разбирательств, связанных с причинением вреда при выполнении видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства (страховые случаи). В 14 страховых случаях, произошедших в течение 2012 года с участием членов НП «ИСЗС-Монтаж», с помощью стандартов НОСТРОЙ удалось установить причинно-следственные связи непреднамеренных ошибок и недостатков, допущенных при выполнении работ. А если бы члены НП «ИСЗС-Монтаж» не использовали стандарты НОСТРОЙ, случились бы 14 случаев только за один 2012 год?
Прозвучала и легкая критика деятельности НОСТРОЙ по разработке стандартов со стороны бывшего работника Аппарата, а ныне помощника депутата Государственной думы А.Н. Курского. Он поднял вопрос о несоответствии количества разработанных стандартов приказу Минрегиона №624 и даже привел диаграммы, но говорить о бессистемности всей работы НОСТРОЙ в целом докладчик, видимо, постеснялся.
Несколько докладчиков сообщили о создании научно-технических и экспертных советов для оценки и проверки стандартов и с удовлетворением отметили, что стандарты стали писаться лучше: так как в 2012 году они приняли два стандарта, а в 2013 году целых три!
Модераторы поделились и радостной вестью о том, что Росстандарт сделал подарок ко Дню саморегулирования, издав приказ о создании нового Технического комитета «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы». Этот ТК, по мнению модераторов, выводит стандарты НОСТРОЙ на межгосударственный уровень. То есть они не стали предварительными стандартами или национальными, а шагнули сразу в межгосударственные, и принимать их с распростертыми объятиями будут в Таможенном союзе.
Однако в приказе Росстандарта от 12.12.2013 №1464 о присвоении статуса Межгосударственного ТК (как, например, Межгосударственный технический комитет №418 «Дорожное строительство») не говорится ни слова. Теперь в строительстве есть два Технических комитета:
1. Технический комитет №465 «Строительство» (приказ №1716 от 12 мая 2010 года «Положение о Техническом комитете по стандартизации ТК 465 «Строительство», утв. Ростехрегулированием 14.06.2005).
2. Технический комитет «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы» (приказ №1464 12.12.2013).
Из содержания приказов следует:
1. Цели, задачи и функции Технических комитетов одни и те же.
2. Руководитель двух Технических комитетов один и тот же – это заместитель председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, вице-президент РСС, заместитель руководителя Аппарата НОСТРОЙ Лариса Баринова.
3. Секретариаты в Технических комитетах разные – и в этом-то всё и дело:
• секретариат ТК «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы» - Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (Национальное объединение строителей).
• секретариат Технического комитета по стандартизации (ТК) «Строительство» - Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве» (ФГУ «ФЦС»).
Приведу выдержку из доклада Минэкономразвития:
«В настоящее время данная организация называется Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве». Данное учреждение распространяет СП за плату, размер которой явно превышает себестоимость: от 1 до 4 тыс. рублей за одно издание СП».
В соответствии с типовым положением о ТК и приказами Росстандарта финансирование работы Технических комитетов возлагается на секретариаты. Следовательно, финансирование работы нового ТК будет осуществляться непосредственно из сметы НОСТРОЙ – как затраты на содержание секретариата.
Из раздаточных материалов мероприятий:
1. «О работе Национального объединения строителей в области технического регулирования в строительстве»
• в рамках подписанного в 2010 году соглашения между Минрегионом России и национальными объединениями саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей на условиях софинансирования проведена актуализация 78-ми сводов правил (СНиПов) обязательного применения…
Однако письмом Правительства РФ от 20.10.2010 № 5376п-П7 в Госдуму РФ предложено прекратить работы по разработке национальных технических регламентов, находящихся в комитетах Госдумы РФ, в связи с разработкой технических регламентов Таможенного союза. Письмом Аппарата НОСТРОЙ в 2011 году в Минрегион было предложено прекратить разработку сводов правил по этой же самой причине.
Несмотря на это разработка сводов правил и их софинансирование продолжаются до сих пор.
При этом на содержательную часть сводов правил – что именно в них актуализировано и гармонизировано – никто внимания не обращает. Заглянем в содержание некоторых из них и сравним в таблицах.
Сопоставление любого из СНиПов и актуализированных сводов правил показывает, что:
1. Переставлены местами статьи – первая стала третьей, третья стала второй и т.п.
2. Из одной статьи сделали две и наоборот.
3. Добавлены ничего не определяющие коэффициенты, в таблицы вставлены промежуточные столбцы.
4. Добавлены интересные и познавательные данные: средние интервалы времени между землетрясениями расчетной интенсивности – 500 лет, 1000 лет от Рождества Христова, 5000 лет с момента гибели Атлантиды…
5. Статьи сводов правил перефразированы, появилось достаточное количество более современных научных слов, что позволяет говорить о 70% актуализации СП!
В связи с такой актуализацией вспоминается анекдот. Преподаватель спрашивает у студента:
- Как звучит тема вашей дипломной работы?
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Ну что вы, это же ненаучно, неактуально и незащищаемо. Назовите тему так: «Нарастание топливно-энергетических ресурсов по мере продвижения вглубь лесного массива».
За разъяснениями по статусу и применению стандартов НОСТРОЙ снова обратимся к раздаточным материалам упомянутых мероприятий. Который год уже ищется доказательная база стандартам НОСТРОЙ, точнее ответ на вопрос, каков же статус стандартов НОСТРОЙ?
В качестве доказательной базы взяты статьи и положения практически всех законодательных и нормативных документов. Ничего не меняю в презентации, представленной на круглом столе:
Нормативная база Системы стандартизации НОСТРОЙ
Статья 13 ФЗ «О техническом регулировании»: К документам в области стандартизации относятся: …стандарты организаций
Статья 16.1, ч.4 ФЗ «О техническом регулировании»: Допускается применение … стандартов организаций для оценки соответствия требованиям технических регламентов
Статья 55.1. Градостроительного Кодекса РФ: Содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение стандартов СРО
Статья 55.5, ч.2. Градостроительного Кодекса РФ: СРО вправе разработать стандарт, устанавливающий в соответствии с законодательством о техническом регулировании правила выполнения работ, требования к результатам таких работ, системе контроля за выполнением таких работ
Статья 55.5, ч.1 Градостроительного Кодекса РФ: СРО обязана разработать и утвердить документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований стандартов СРО
Статья 55.13 Градостроительного Кодекса РФ: СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими … требований стандартов СРО
Постановление Правительства РФ от 22.11.2012г. №1202: Положение о государственном надзоре за деятельностью СРО, в т.ч. за осуществлением СРО контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных стандартами СРО
Письмо Ростехнадзора в территориальные органы от 14 августа 2012 года № 00-02-05/2054 с рекомендациями по учету стандартов НОСТРОЙ в работе территориальных органов.
- Статья 6, ч.7 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: Росстандарт утверждает перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований регламента.
- Статья 13 ФЗ «О техническом регулировании»: к документам в области стандартизации относятся в т.ч. стандарты организации.
- Статья 16.1 ч.4 ФЗ «О техническом регулировании»: установлено, что неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный перечень, «не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение… стандартов организаций… для оценки соответствия требований технических регламентов».
- Статья 39, ч.1 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации является одной из форм оценки обязательной соответствия зданий и сооружений.
Не комментирую, а лишь задаю вопрос: «Где, в какой статье написано о том, что Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» обязана заниматься разработкой стандартов?
Еще одной попыткой утвердить необходимость разработки стандартов НОСТРОЙ является следующий вывод департамента технического регулирования Объединения:
«Стандарты СРО ставят своих членов перед надзорными органами исполнительной власти в положение заведомо виновных в нарушении подлежащих обязательному соблюдению требований, т.к. выполнить требования всех добровольных для применения стандартов, правил и норм невозможно»
Почему? Ответ находим тут же. Потому что они (стандарты СРО)
«разработаны на невысоком исполнительном уровне, содержат неопределенности, противоречия, неоднозначности трактовок, что не позволяет применять такие стандарты на практике, как документы обязательные к применению в СРО».
Конец цитаты.
Но если все так плохо в стандартах СРО, то должно быть все хорошо в стандартах НОСТРОЙ? Рассмотрим соответствие стандартов НОСТРОЙ приказу №624 Минрегиона на предмет декларируемой системности и утвержденным программам их разработки. Для наглядности построим диаграммы по видам и группам видов работ (см. Приложение 1). Диаграммы строились исходя из групп видов работ, количества видов работ и количества стандартов, разработанных по программам НОСТРОЙ, и без учета содержания стандартов.
Анализ диаграмм показывает, что:
1. Отсутствуют стандарты на такие группы видов работ, как земляные работы; устройство скважин; буровзрывные работы; работы по устройству каменных конструкций; устройство объектов нефтяной и газовой промышленности; устройство шахтных сооружений; устройство мостов, эстакад и путепроводов; гидротехнические работы, водолазные работы.
2. На 12 групп видов работ стандарты разработаны в не соответствии с количеством видов работ:
• геодезические работы – два вида работ, стандарт один;
• подготовительные работы – четыре вида работ, стандарт один;
и так далее (см. диаграммы).
3. На 12 групп видов работ стандарты разработаны в соответствии с количеством видов работ, а по некоторым группам видов работ их в несколько раз больше (по устройству автомобильных дорог, например).
Кроме того, сравнительная таблица нормативных документов обязательного, добровольного применения и стандартов НОСТРОЙ (см. Приложение 2) показывает, что НОСТРОЙ идентифицирует стандарты к тому или другому виду работ, к которому никакого отношения они не имеют. Например:
• СТО НОСТРОЙ 2.3.18-2011 «Освоение подземного пространства. Укрепление грунтов инъекционными методами в строительстве (5.6;5.7)» – с укреплением грунтов можно согласиться, но причем здесь освоение подземного пространства?
• Устройство наружных сетей водопровода; устройство наружных сетей канализации; устройство наружных сетей теплоснабжения; устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных; устройство наружных электрических сетей – эти пять видов работ объединены одним общим стандартом СТО НОСТРОЙ 2.16.65-2012 «Освоение подземного пространства. Коллекторы для инженерных коммуникаций». Для справки: коллектор для инженерных коммуникаций – проходной тоннель для прокладки и обслуживания инженерных коммуникаций. Все о коллекторе, но о наружных сетях буквально две строчки – они там могут быть. Кроме упомянутого стандарта на наружные сети есть соответствующие стандарты.
Неопределенности, противоречия, неоднозначности трактовок находим и в стандартах НОСТРОЙ на устройство кровель, где кровли пересекаются с крышами, а крыши с кровлями, и все ссылаются на другие документы. Таких примеров множество.
Интересно и следующее положение: по результатам экспертизы технические комитеты (ТК 465, например) оформляют и регистрируют свидетельство о регистрации стандарта организации. Стандарты НОСТРОЙ – это стандарты организаций, каждый из них прошел экспертизу в ТК. А где же свидетельства о регистрации? Хоть в одном из стандартов можно найти копию свидетельства о регистрации?
Трактовка письма Ростехнадзора, обнаруженная мной в раздаточных материалах: «Ростехнадзор направил в свои территориальные органы соответствующее письмо (исх. № 00-02-05/2054 от 14.08.2012) с приложением перечня стандартов НОСТРОЙ и рекомендациями по их учету при проведении мероприятий по государственному строительному надзору».
А в оригинале об этом в письме написано так: «На основании изложенного направляю перечень стандартов НОСТРОЙ для учета в работе». «Учет в работе» можно трактовать и как зарегистрировать в журнале, присвоить номер и поставить на полку. В нашем случае – тексты стандартов размещены на сайте Национального объединения строителей.
Разработанные специалистами стандарты НОСТРОЙ носят описательный, поучительно-образовательный характер и похожи на конспекты лекций преподавателя. Их и следует использовать как учебно-методическую литературу, учебно-методические пособия для занятий в учебных заведениях.
Стандарты саморегулируемых организаций устанавливают правила выполнения работ, требования к результатам таких работ, систему контроля за выполнением таких работ.
Стандарты организаций на определенные виды работ устанавливают основные требования к организации производства, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного вида работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах.
Поэтому один и тот же стандарт НОСТРОЙ не может быть стандартом саморегулируемой организации, даже если он утвержден общим собранием членов партнерства, и стандартом организации, утвержденным приказом генерального директора.
Выдержки из стандартов СРО, разработанных и разрабатываемых в ряде саморегулируемых организаций Санкт-Петербурга, смотрите в Приложении 3.
Выводы и предложения:
1. Устав Национального объединения строителей позволяет совмещать должности, что приводит к конфликту интересов.
2. Устав НОСТРОЙ с прописанными в нем перспективными направлениями шоу-деятельности позволяет бесцельно расходовать смету на цели, не соответствующие функциям и задачам, поставленным Градостроительным кодексом.
3. Разработка стандартов – прерогатива саморегулируемых организаций.
4. Расходы на цели, не соответствующие функциям Национального объединения СРО, следует считать нецелевыми расходами.
5. В смете расходов на 2014-2015 годы следует исключить пункт, предусматривающий расходование денежных средств на дальнейшую разработку стандартов НОСТРОЙ.
Владимир Юсупджанов
Приложение 1: Диаграммы соответствия видов работ разработанным стандартам
Приложение 2: Сравнительная таблица нормативных документов обязательного, добровольного применения и стандартов НОСТРОЙ на декабрь 2013 года
Приложение 3: Примеры стандартов саморегулируемой организации
Приложение 4: Сравнительные таблицы СНиП и актуализированных сводов правил