Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Федеральный закон от 24.11.2014 №359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
Теперь многие так начинают свои статьи, в том числе и Ростехнадзор.
В чём главный смысл данного начала?
А в том, что жизнь РТН, Национальных объединений, СРО, членов СРО с 25 ноября 2014 года существенно изменилась.
Кто-то будет говорить об ухудшении, а кто-то иначе. Можно проводить голосование и на основе его результатов доказывать что-то абстрактное.
Ещё раз обращаю внимание, что именно с 25 ноября 2014 года вводятся новые правила деятельности указанных выше субъектов саморегулирования.
Что это значит?
Попробую пояснить на примере части 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса в редакции с 25.11.2014 г.:
«Основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций наряду с предусмотренным частью 1 статьи 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» основанием является:
1) неисполнение такой саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 554 или статьи 5516 настоящего Кодекса;
2) несоответствие утвержденных документов такой саморегулируемой организации требованиям, установленным статьей 555 настоящего Кодекса к этим документам, или отсутствие у нее документов, предусмотренных частью 1 статьи 555 настоящего Кодекса;
3) несоблюдение такой саморегулируемой организацией требований, предусмотренных ее документами, утвержденными в соответствии со статьей 555 настоящего Кодекса;
4) необеспечение такой саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
5) несоблюдение такой саморегулируемой организацией требования об уплате вступительного взноса в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций, а также об осуществлении иных отчислений на нужды соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций;
6) непредоставление такой саморегулируемой организацией сведений по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями, по запросу Национального объединения саморегулируемых организаций, направленному при исполнении функций, предусмотренных пунктами 5, 7 и 9 части 8 статьи 5520 настоящего Кодекса, или предоставление ею недостоверных сведений;
7) предоставление такой саморегулируемой организацией недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) саморегулируемой организации, которые подтверждены актом органа надзора за саморегулируемыми организациями;
8) непредставление такой саморегулируемой организацией в течение шести месяцев в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомлений и документов, предусмотренных частью 6 статьи 5518 настоящего Кодекса».
Как видите, появились новые основания для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО.
Ключевое слово здесь «новые».
Что это значит?
А то, что права Национального объединения вместе с РТН об исключении СРО из государственного реестра СРО могут возникнуть с 25.11.2014 г. и только по нарушениям (новым основаниям),возникшим с 25.11.2014 г.
То есть, если у СРО есть задолженность по членским взносам за 1 квартам 2014 года, то эта неуплата не является основанием для начала процедуры исключения сведений о данной СРО из государственного реестра.
А вот, если СРО после 25.11.2014 года задержит хотя бы копеечку членского взноса, например, за 1 квартал 2015 года то по истечении срока оплаты Национальное объединение может начать процедуру доказывания возникновения оснований для исключения сведений о данной СРО из государственного реестра СРО.
Кто-то возразит, что ничего подобного!
Все нарушения СРО, даже имевшие место до 25.11.2014 г., тоже являются основанием для исключения сведений о данной СРО из государственного реестра СРО по инициативе Национального объединения.
Вынужден возразить.
Дело в том, что закон № 359-ФЗ не имеет статей, определяющих переходные положения, в том числе так называемую «обратную силу закона».
«При разрешении вопроса о действии закона во времени, т. е. при определении того момента, с которого должно начаться применение закона, надо иметь в виду то общее юридическое правило, что обнародование законов есть существенное условие их общеобязательной силы, что, следовательно, воля государственной власти становится обязательной с того момента, как она проявилась в форме закона, обнародованного во всеобщее сведение.
Отсюда понятно, что законы действуют только на будущее время.
Никакой закон не имеет обратного действия, т. е. никакой новый закон не может быть применяем к фактам и деяниям, совершившимся до его обнародования».
Считаю, что 359-ФЗ не распространяется на правоотношения субъектов саморегулирования, имевших место до его вступления в силу, т.е. 25.11.2014 г.