Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2020 / 10 / 29 /
Опубликовано: 29 октября 2020 в 13:31
0    1020

СРО ПОСО разработала 13 поправок в правительственное постановление о выдаче займов за счёт средств КФ ОДО


Ассоциация строительных организаций «Поддержка организаций строительной отрасли» (АСО ПОСО, СРО-С-227-01072010), входящая в Межотраслевую ассоциацию саморегулируемых организаций «Синергия», по личному предложению президента Национального объединения строителей Антона Глушкова подготовила проект из 13-ти предложений по совершенствованию постановления Правительства РФ № 938 от 27 июня 2020 года. С подробностями – наш добровольный столичный эксперт.

***
Документ под названием «Предложение по предоставлению заёмных средств из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в целях поддержки деятельности строительных организаций» предполагает, в частности, внедрение механизма залога имущества заёмщика на обязательной основе, а также возложить на банки, в которых будут открыты спецсчета, контрольных функций по исполнению договоров займа, в пределах выданного займа за счёт средств компфондов обеспечения договорных обязательств.

Основополагающая проблема, которая возникла у СРО, при введении Правительством России механизма выдачи займов за счёт средств КФ ОДО, заключается в чётко определённом градостроительным законодательстве правовом понятии формируемых СРО компенсационных фондов и их целевой природе, которая отражена в самом наименовании таких фондов и нацелена на компенсацию потерпевшей стороне в случае наступления чётко определённых законодательством случаях, отмечают авторы поправок президент «Синергии» Александра Белоус и главный юрист организации Елена Францева.

Как указывают составители документа, компфонды ОДО изначально создавались с конкретной целью – обеспечить имущественную ответственность членов СРО по договорам, заключённым с использованием средств КФ ОДО. Эти деньги по закону не могут быть потрачены на цели, не соответствующие их назначению, так как в части 5 статьи 55.16 Градостроительного кодека РФ содержится закрытый перечень оснований для перечисления средств КФ ОДО. Более того, законодатель закрепил обязательный принцип восполнения средств компфонда обеспечения договорных обязательств при снижении его ниже минимального размера, определяемого в соответствии с ГрК РФ теми членами СРО, которые принимали участие в формировании такого фонда, подчеркивают авторы поправок.

Если вести речь о КФ ОДО, то его создание было обусловлено такой конкретной целью, как обеспечения имущественной ответственности членов СРО по договорам, заключённым с использованием конкурентных способов вследствие неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения членом СРО принятых на себя в рамках данного договора обязательств. Средства КФ ОДО не могут быть использованы на цели, не соответствующие их целевому назначению.

В части 5 статьи 55.16 ГрК РФ содержится закрытый перечень оснований для перечисления средств такого компфонда. Более того, законодатель закрепил обязательный принцип восполнения средств КФ ОДО при снижении его ниже минимального размера, определяемого в соответствии с Градкодексом теми членами СРО, которые принимали участие в формировании такого компенсационного фонда.

Сделанное Правительством РФ предложение о поддержке строительных организаций в виде предоставления заёмных средств за счёт фонда, правовая природа которого, а также механизмы его формирования и восполнения, связаны исключительно с выполнением функции СРО компенсировать госзаказчику убытки, возникающие у него в случае ненадлежащего исполнения договорных обязательств, конечно же, не нашло должного отклика у членов СРО. Более того, привело к расколу членского состава СРО, поскольку члены, принимавшие участие в формировании КФ ОДО, не поняли почему за счёт вносимых ими взносов должны получить преференции в виде получения займа все члены СРО, в том числе не рубля не внесшие в формирование такого фонда, и при этом риски, связанные с невозвратом займов и, как следствие, необходимость восполнения КФ ОДО, в силу прямой нормы Градкодекса ложилась все на тех же членов СРО, которые участвовали в формировании фонда.

На основании вышеизложенного, авторы поправок видят правильным решение дополнить постановление Правительства РФ нижеследующими условиями:

1. Создать в рамках СРО отдельный фонд, который исходя из его основополагающей цели – предоставление займов, возможно обозначить, как Фонд поддержки членов СРО.

2. Разместить средства Фонда поддержки на специальном банковском счёте в уполномоченных банках и осуществлять переводы заёмных средств из него исключительно по основаниям, определенным в постановлении и на основании Плана расходования заёмных средств.

3. Определить условия формирования такого фонда за счёт средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО, превышающих минимальный размер такого фонда, рассчитанный исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам. Максимальный размер первоначально формируемого Фонда поддержки деятельности членов СРО за счёт средств компенсационных фондов должен определяться на основании решения общего Собрания членов СРО (прим.: для реализации такой схематики создания Фонда поддержки необходимо внести соответствующие изменения в Градкодекс РФ). Так, часть 5 статьи 55.16 ГрК РФ дополнить пунктом 6, изложив его в следующей редакции:

«6) перевода средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, превышающих минимальный размер такого фонда, рассчитанный исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности, в случае принятия членами саморегулируемой организации решения о формировании Фонда поддержки строительной деятельности членов СРО. Порядок, условия формирования и использование средств Фонда поддержки строительной деятельности членов СРО определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ».

Также для фиксации размера КФ ОДО в том минимальном размере, до которого члены должны производить его восполнение в соответствии с частью 8 статьи 55.16 ГрК РФ, после принятого решения о формировании Фонда поддержки, предлагается дополнить статью 55.16 ГрК РФ частью 8.1, изложив её в следующей редакции:

«8.1. В случае принятия членами саморегулируемой организации решения о формировании Фонда поддержки строительной деятельности членов саморегулируемой организации за счёт средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, превышающих минимальный размер такого фонда, рассчитанный исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности на момент принятия решения о формировании Фонда поддержки, размер компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств фиксируется в оставшемся после формирования Фонда поддержки размере и подлежит восполнению исключительно до размера, зафиксированного на момент принятия такого решения».

Кроме того, дополнить статью 55.10 ГрК РФ в части указания исключительной компетенции общего Собрания членов СРО таким вопросом, как принятие решение о формировании Фонда поддержки и определение его максимального размера с учётом особенностей статьи 55.16 ГрК РФ.

4. Определить, что проценты, начисленные на выданные за счёт средств Фонда Поддержки заёмные средства, подлежат зачислению в такой фонд с целью увеличения его размера.

5. Внесённые в Фонд Поддержки средства КФ ОДО прекращают свой статус средств компенсационного фонда с прекращением правового режима их расходования и восполнения. В том числе прописать условие об отсутствии необходимости восполнения средств Фонда поддержки, которые будут признаны невозвратными заемными средствами, всеми членами СРО. Таким образом правовой статус Фонда поддержки должен быть зафиксирован как неподлежащий восполнению, в случае если, например, заемщик признан банкротом.

6. Определить, что формирование такого Фонда Поддержки должно являться правом, но не обязанностью СРО.

7. Ввести механизм залога имущества заёмщика на обязательной основе, а не как один из возможных способов, что фактически минимизирует возможность полного невозврата заёмных средств.

8. Функции по проверке финансовой благонадёжности заёмщиков – членов СРО передать банкам, которые будут выдавать такие займы со специального счёта СРО, на котором будут размещены средства Фонда Поддержки. Учитывая высокий уровень компетенции сотрудников банка и наличие всех необходимых сервисов и инструментов такое решение вопроса по проверке финансового благополучия члена СРО, желающего получить заём является наиболее верным.

9. Контроль за целевым использованием выданных строительным организациям займов за счет средств фонда Поддержки членов СРО также возложить на банки, в которых будут открыты такие спецсчета.

10. Предоставить уполномоченным банкам, контролирующим выдачу заёмных средств членам СРО, право реализовывать предоставленное в качестве обеспечения займа членом СРО заложенное имущество с зачислением денежных средств, полученных от реализации такого имущества, на спецсчет Фонда Поддержки.

11. Исходя из пунктов 8-10, обязать кредитные организации предоставлять отчёты о целевом расходовании заёмных средств в СРО и Нацобъединения в рамках заключённых договоров займа. На основании представленных отчётов и Нацобъединение, и СРО должны иметь право досрочного прекращения заключённых договоров займа, с возложением обязательств на заёмщика возврата заемных средств в срок, не позднее 5-ти рабочих дней с момента его уведомления о прекращении договора займа.

12. Исходя из пунктов 8-11, возложить на заёмщика обязанность компенсировать кредитным организациям расходы, возникающие в следствие возложения на них контрольных функций по исполнению договоров займа, в пределах выданного займа. То есть сумма займа должны учитывать и расходы по обслуживания самого договора займа, что существенно при небольших суммах займа.

13. Прописать условия, при которых невозвращенные денежные средства заёмщиком возможно признать невозвратными денежными средствами. На сегодняшний день существует только один порядок признания несостоятельности заёмщика-банкротство. Поэтому, в постановлении о предоставлении займов необходимо прописать, что только в случае признания заёмщика банкротом, займ может быть признан невозвратным с последующим его списанием.

 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии