Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2020 / 10 / 12 /
Опубликовано: 12 октября 2020 в 16:12
0    1834

Новый Регламент ведения НРС позволит НОСТРОЙ переложить всю ответственность за свои ошибки на СРО – Операторов Нацреестра


Саморегулируемое сообщество продолжает обсуждать новый Регламент ведения НРС, который был утверждён Советом НОСТРОЙ 4 августа 2020 года. В частности, было высказано мнение, согласно которому данный документ позволяет Национальному объединению фактически переложить всю ответственность за ошибки в ведении Национального реестра специалистов на саморегулируемые организации, которые выступают в качестве Операторов. Насколько эти опасения оправданы, разбирался наш добровольный эксперт из Казани.

***
В последнее время участились иски к Национальному объединению строителей со стороны инженеров, которые получили необоснованные отказы во включении сведений в НРС. Среди истцов оказалась даже госкорпорация ПАО «Русгидро», которая столкнулась с тем, что НОСТРОЙ направил отказ одному из директоров филиалов компании, сочтя, что его профильное образование и многолетний опыт работы недостаточны, чтобы претендовать на статус специалиста.

Отметим, что эксперты саморегулируемых организаций уже неоднократно указывали Дирекции НОСТРОЙ на правовые проблемы, которые могут возникнуть в связи с ныне действующей моделью ведения Реестра. Это и случаи необоснованных отказов, и включение в базу данных фальсифицированных сведений, и незаконные требования онлайн-мониторинга данных, и, наконец, правовые коллизии между внутренними документами, регламентирующими порядок ведения НРС и требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О защите персональных данных». А с учётом той поспешности, с которой создавался данный ресурс и развернувшейся в интернете активной торговле специалистами, противоречий может быть очень много. Строго говоря, на сегодня Национальный реестр превратился в крайне токсичный продукт, который грозит НОСТРОЙ валом судебных исков, как со стороны самих специалистов и компаний, где те работают, так и со стороны обманутых заказчиков и СРО.

Комплексно решить проблему можно было ещё на старте, прислушавшись к голосу сообщества, оценив необходимое и реальное существующее количество специалистов в отрасли и приведя требования к инженерам к адекватным параметрам. Этого сделано не было. И теперь Дирекция прекрасно понимает, что судебные иски, с которыми уже столкнулось Национальное объединение, стали первыми ласточками. Дальше противоречия будут только нарастать. Возможно, именно этим и объясняется принятие нового Регламента ведения НРС – как попытки выйти из ситуации, сложив с себя ответственность за возможные нарушения и переложив её на плечи Операторов.

Одним из главных нововведений документа стало требование о заключении с договора поручения. Строительные саморегулируемые организации, имеющие полномочия оператора Национального реестра специалистов, должны были направить в НОСТРОЙ заявление о присоединении к условиям договора. В противном случае статус можно утратить. Заявление должно быть направлено в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, согласно форме, установленной в приложении № 1 к Регламенту.

К условиям договора поручения требовалось приложить Поручение на обработку персональных данных, в соответствии с которым саморегулируемые организации должны принять меры по обеспечению безопасности персональных данных в течение трёх месяцев со дня получения от НОСТРОЙ доверенности, подтверждающей полномочия СРО в качестве Оператора Национального реестра специалистов.

Очевидно, что договор поручения вводит новый правовой статус для Операторов. Соответственно, теперь именно они являются полномочными представителями НОСТРОЙ и именно они обязаны нести ответственность за ведение НРС, в том числе, включая неправомерные отказы, противоречащие законодательству требования по обработке персональных данных и прочие так и не устранённые проблемные места Национального реестра.

При этом в перспективе при возникновении судебных исков, связанных с НРС, правовой департамент Нацобъединения может спокойно потребовать замены ответчика, указав на своих представителей – Операторов СРО. А саморегуляторам предложит в лучшем случае свою моральную поддержку и, возможно, правовые консультации. И то не безвозмездно!

Таким образом, статус Оператора, за который в своё время с такой энергией боролись российские строительные СРО, уже скоро может стать неприятным обременением, не принося при этом никаких особых преимуществ.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии