Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2020 / 09 / 21 /
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 13:34
0    1703

ФАС взялся проанализировать, как помочь российскому строителю в пандемию. И какая роль при этом отводится Нацобъединениям и СРО


Федеральная антимонопольная служба обнародовала огромный доклад (порядка 600 страниц! Желающие могут ознакомиться по ссылке внизу – ред.) о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019 год. Документ посвящён как отраслям экономики страны, которые находятся в сфере внимания ФАС, так и общим вопросам формирования конкурентной среды. Нашлось в нём место и строительному комплексу. Стоит отметить, что хотя в названии фигурирует прошедший год, фактически в центре внимания составителей оказались реалии года 2020-го, и прежде всего – влиянии пандемии, ограничительных мер и предложенных правительством мер государственной поддержки. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Уфы.

***
Для начала ФАС приводит ряд метрик Росстата. Позитивная динамика 2019 года, в который был устойчивый рост по сравнению с предыдущим периодом, сменилась кризисом текущего года. Пока рынок продолжает по инерции расти, но очевидно, что это проедается накопленный задел.

Так, за первый квартал 2020 года было построено 15,4 миллиона квадратных метров жилья, что на 3,4 процента выше прошлогоднего, а в марте 2020 года построено 5,5 миллиона квадратных метров, что на 3,3 процента меньше аналогичного периода предыдущего года. При этом уже в апреле опрос, проведённый среди застройщиков и подрядчиков, показал тревожную картину. Представители 22,3 процента компаний указывают на остановку строительства, ещё 17,3 процента высказывают опасения по поводу его остановки в ближайшее время.

Отмечается, что из-за неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и падения спроса на первичном рынке топ-20 застройщиков могут потерять до 90 миллиардов рублей, что составляет десятую часть все прошлогодней выручки. В наиболее жёстком варианте потери составят свыше 200 миллиардов. Нетрудно представить, какой эффект это окажет на всю строительную отрасль, включая рынок труда и систему саморегулирования.

Правительство РФ рассчитывает смягчить падение с помощью ряда специальных мер поддержки, на которые могут рассчитывать только системообразующие предприятия. В перечень таковых для строительной отрасли были включены 54 крупных компании, которые характеризуются значительными объёмами по действующим разрешениям на строительство и выручке.

Понятно, что с точки зрения ФАС идея помогать крупному бизнесу, в надежде на то, что «малыши» как-нибудь сами справятся, выглядит не слишком справедливо. Как осторожно отмечает ведомство в своём докладе, предусмотренные и разрабатываемые меры поддержки в целом обладают положительным эффектом, однако ключевым фактором развития конкуренции является доступность таких мер поддержки для существенной доли предприятий. В случае доступности этих мер для узкого круга предприятий, они окажут негативное воздействие на конкуренцию и будут способствовать росту рыночной концентрации.

Поэтому, по мнению ФАС России, в первую очередь необходимо установление равного, недискриминационного доступа застройщиков к механизмам государственной поддержки. К сожалению, более конкретных предложений в документе не содержится. Также стоит отметить, что разработчики ведут разговор исключительно о девелоперах, очевидно, полагая, что они, получив деньги, в свою очередь, помогут продержаться на плаву строительным подрядчикам.

Не обошлось в докладе и без неизбежной похвалы цифровизации, хотя и отмечается, что строительная отрасль в силу специфики не может быть полностью переведена на дистанционный режим работы.

Вместе с тем, пишут авторы, в настоящее время застройщики, сетевые организации, органы власти всех уровней, организации, задействованные в осуществлении процедур в строительстве, уже работают в различных информационных системах (региональные, федеральный порталы госуслуг, муниципальные, региональные системы обеспечения градостроительной деятельности, единый государственный реестр заключений экспертизы) с различным функционалом и на разных операционных уровнях, а во многих случаях и на бумаге, что усложняет и потенциально удорожает процесс строительства.

Окончательно эти процессы должны вылиться в создание единой государственной цифровой платформы в строительстве путём интеграции существующих информационных систем в градостроительной сфере. Это позволит обеспечить возможность перевода на дистанционный режим отдельных административных процедур в сфере строительства, оптимизировать количество и сроки их прохождения за счёт перевода в цифровую форму, обеспечить непрерывность накопления и обмена достоверными данными об объектах капитального строительства на протяжении всего их жизненного цикла и даст прочие позитивные возможности. Как нетрудно заметить, речь идёт о BIM-технологиях, за которые уже не первый год так ратует руководство Национального объединения изыскателей и проектировщиков.

По мнению ФАС, эти мероприятия, предусмотренные разделом «Строительство» плана мероприятий («дорожной карты») утверждённого распоряжением Правительства Рф от 16 августа 2018 № 1697-р, помогут развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации. И приведут к переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Наконец, третий момент, которому было уделено внимание в докладе, это реформирование системы ценообразования рынка строительных ресурсов. Здесь, по мнению ФАС, также должна сыграть свою роль цифровизация, которая будет способствовать прозрачности рынка и сокращению теневой экономики. Техрегулированием, как известно, также занимаются оба основных Национальных объединения с обязательным членством, каждое в своём стиле. НОПРИЗ – создав комитет, действующих на общественных началах и выступающий в качестве координационной площадки для сообщества, а НОСТРОЙ – сформировав департамент, который будет финансироваться за счёт средств Сметы.

К сожалению, остались за гранями столь объёмного доклада такие важные для строителей и саморегуляторов темы, как борьба с манипуляторами рынка, формирование единого заказчика, взаимодействие с региональными фондами капремонта, контроль за соблюдением муниципальными и региональными заказчиками требований к членству СРО. Словом, все те практические вопросы, которые волнуют большинство саморегулируемых организаций и строительных компаний.

Доклад Федеральной антимонопольной службы России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019 год
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии