Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2020 / 07 / 22 /
Опубликовано: 22 июля 2020 в 11:24
0    3620

Какие ещё вопросы обсуждали участники заседания Экспертного совета при отраслевом комитете Госдумы


Как мы уже сообщали, вчера, 21 июля, состоялось онлайн-заседание Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при комитете Государственной Думы по транспорту и строительству под председательством Владимира Ресина на тему «Федеральное законодательство и региональные строительные программы». Наши коллеги из пресс-службы НОСТРОЙ ещё подробнее рассказали об этом мероприятии.
В своём вступительном слове Владимир Иосифович акцентировал внимание на актуальности обсуждаемых вопросов, а именно на изменениях в базовые законы градостроительного регулирования и нормативные акты для поддержки строительной отрасли и на первоочередных мерах их эффективной реализации в регионах.
В первом блоке, посвящённом жилищному и инфраструктурному строительству, финансовым инструментам и институту саморегулирования, участники заседания рассмотрели законопроекты № 899967-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в целях упрощения процедуры подготовки, согласования и утверждения проектов документов территориального планирования муниципальных образований) и № 866900-7 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Генеральный директор «Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», архитектор, член правления Союза архитекторов России, профессор МААМ Елена Чугуевская озвучила два основных тезиса – требования к проектировщикам должны быть закреплены законодательно, а изменения в генплан разумнее делать в рамках гарантийных обязательств.
Вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз представил уже озвученную ранее на заседании Экспертного совета 15 июля позицию НОСТРОЙ по законопроекту № 841216-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (в части усиления защиты прав участников строительства). Он ещё раз напомнил, что нужно продолжать совершенствовать правовое регулирование рынка жилищного строительства путем внесения изменений в 214-ФЗ.
Затем господин Мороз выступил по Федеральному закону № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» и постановлению Правительства РФ № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам».
Он доложил, что 7 июля в рамках исполнения новых положений законодательства Минстрой России совместно с НОСТРОЙ провели онлайн-совещание с участием представителей саморегулируемых организаций, по итогам которого министерство разместило на своём сайте ответы на типовые вопросы и примерный раздел в Положение о КФ ОДО СРО. А Экспертным советом НОСТРОЙ, в свою очередь, были утверждены и размещены на официальном сайте Нацобъединения Методические рекомендации «О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам». Антон Михайлович сообщил, что по состоянию на 21 июля вопрос о представлении займов рассмотрели на общих собраниях членов 8 саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ. Пять из них приняли решение о выдаче займов. Изменения во внутренние документы двух СРО уже включены Ростехнадзором в Госреестр. Ещё одна СРО решением общего Собрания дала поручение правлению разработать предложения по реализации вопроса о займах. Уже в эту пятницу ожидается выплата первых средств. Однако, считают в НОСТРОЙ, механизм предоставления займов нуждается в законодательной поддержке.
В завершение своего выступления господин Мороз также кратко прокомментировал законопроект № 839133-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (в части изменения порядка работ по сохранению объектов культурного наследия). Он озвучил предложения НОСТРОЙ: ввести на данном этапе в 73-ФЗ понятие объекта всемирного культурного наследия, которое не будет тождественно понятию объекта культурного наследия, а также установить специальные механизмы его охраны, дополнить полномочия федеральных органов государственной власти в вопросах формирования отчетной документации, необходимой для выполнения международных обязательств по Конвенции.
Заместитель руководителя Аналитического центра АО «ДОМ.РФ» Никита Белоусов рассказал о Единой информационной системе жилищного строительства, которая представляет собой единый цифровой документ, и предложил включить в неё, том числе, индивидуальное жилищное строительство, а также масштабировать удачный опыт по переводу в «цифру» разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию.
Второй блок был посвящён совершенствованию контрактной системы и контракту жизненного цикла. Участники обсудили Федеральный закон № 449-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановление Правительства РФ № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 13 мая 2016 года № 890-р».
Председатель Совета СРО «Союз МООСС», председатель комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов МКПП, профессор РАНХиГС Михаил Викторов отметил, что тема госзакупок критикуется не один год: «Многие новеллы 449-ФЗ можно отметить, наконец, свершившимися. Во-первых, строительство исключается из обязательного аукционного перечня. Раньше оно было ориентировано на исполнение госзаказа, и когда аукцион, скажем, падал на 20-30 процентов, о качестве не могло быть и речи. Поэтому переход к форме конкурса, учёт к квалификации участника – правильный тренд, который теперь закреплен законом. Неоднократно мы говорили и о повышении роли СРО. Минстрой России, НОСТРОЙ и НОПРИЗ прилагают для этого все усилия. Но фактически СРО выступает в роли статистов, не отслеживая фазу участия в конкретных торгах. Кроме того, НОСТРОЙ уже вносил предложения о возможности участия представителей СРО в квалификационных механизмах и нужно тщательно продумать этот вопрос».
Исполнительный директор Нацобъединения строителей Виктор Прядеин озвучил предложения НОСТРОЙ по совершенствованию процедуры закупок в строительстве. Среди долгосрочных мер он отметил необходимость:
сместить баланс при выборе подрядчика от критерия «цена» к большему учету критерия «качество, квалификация, компетенции»;
внедрить рейтинговую систему оценки участника, учитывающую кроме стоимости, сложность исполнения конкретного строительного контракта и опыт участника закупок;
установить исключение обеспечения исполнения контрактов для членов СРО, совокупный размер договорных обязательств которых по договорам, заключенным с использованием конкурентных процедур, не превышает 10 млн руб;
ввести регионализацию закупок по строительству путем установления приоритета для региональных строительных компаний при проведении конкурсов на небольшие строительные контракты (до 60 млн рублей);
разработать специальное регулирование системы госзакупок в строительстве на уровне самостоятельного нормативного правового акта.
В качестве краткосрочных мер предлагается:
установить в Постановлении Правительства РФ № 99 требование об аналогичности имеющегося у участника опыта объекту закупки при размещении заказа на заключение строительного контракта;
обеспечить прозрачность сведений о наличии опыта, установив требование об их размещении в открытом доступе;
заменить копию исполненного контракта в перечне документов, которые подтверждают соответствие участника размещения заказа установленным требованиям, на копию акта приемки объекта капитального строительства;
размещать документы, подтверждающие опыт участника размещения заказа в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, или расширить функционал ЕГРЗ;
обеспечить автоматизацию процессов размещения Заказчиками сведений о заключении строительных контрактов и об их частичном и полном исполнении, а также синхронизировать их с данными бухгалтерского учета Заказчиков;
сделать доступными для Нацобъединений СРО, а также для СРО, членами которых являются исполнители по договорам, сведения из закрытой части ЕИС в сфере закупок.
С заключительным словом выступил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков, который заявил о необходимости сокращения нагрузки заказчиков, связанной с конкурсными процедурами: «Это огромная нагрузка, которая выражается не только во времени, но и в деньгах. В некоторых случаях у нас просто нет конкурентного рынка, и тогда эти процедуры становятся избыточной нагрузкой. Поэтому Минстрой предлагает перейти от одностадийного проектирования к многостадийному, и использовать эту многостадийность для сокращения сроков строительства. Кроме того, нам необходим реестр таких компаний, чтобы понимать их географию и загрузку, что позволит более эффективно и быстро выполнить конкурс».
Прокомментировал замглавы Минстроя и Методические рекомендации о проектах заданий на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства, смысл которых заключается в том, чтобы на стадии ТО посмотреть эффективность размещения объектов и подходов к их реализации, а затем создать качественное задание на проектирование.
Ещё один важный шаг связан с техническим регулированием. Дмитрий Анатольевич отметил, что остро стоит вопрос, что делать дальше с институтом специальных технических условий. Сейчас ведомство пытается выстроить одноканальное техническое регулирование в строительстве и отсечь все избыточные требования.
Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская высказалась по поводу важности того, чтобы наёмное и социальное жильё строилось по контрактам жизненного цикла: «Я представляю интересы потребителей того, что производит строитель. В настоящее время все больше граждан задумывается о том, нужна ли собственность, часть населения отказывается от приватизации. Кроме того, далеко не все могут сейчас приобрести жилье даже с помощью льготной ипотеки, но решать жилищный вопрос при этом нужно. Мы заинтересованы в том, чтобы наемное жилье и жилье социального найма для людей с невысоким уровнем дохода строилось по контрактам жизненного цикла. Необходимо переходить на качественное строительство, а не гнаться только за прибылью. Для этого нужны хорошие, качественные строительные материалы и профессиональные строители».
Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев в своём заключительном слове отметил важность всех обсуждаемых законопроектов, согласился с аргументированной позицией каждого участника и высказал уверенность в скорейшем принятии всех документов.
Заместитель председателя Экспертного совета, куратор секции Антон Жарков подчеркнул, что главная задача сейчас – устойчивая работа строительной отрасли, в основе которой лежит ее эффективность, а для достижения последней важно гарантировать согласованность принятых решений. Отдельно он выразил надежду на то, что законопроекты будут приняты уже в осеннюю сессию Госдумы.
В заключение мероприятия Владимир Ресин попросил участников направлять свои предложения в адрес Экспертного совета – все они будут учтены при подготовке протокола.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии