Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2020 / 05 / 27 /
Опубликовано: 27 мая 2020 в 16:11
0    3716

Провалив разработку Стратегии-2030, но освоив на ней десятки миллионов рублей, НОСТРОЙ готовится к работе над Стратегией-2035


На состоявшемся в прошлую пятницу заседании Экспертного совета Национального объединения строителей исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин сообщил о подготовке новой редакции Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ Российской Федерации. На сей раз до 2035 года. Дирекция Нацобъединения вновь планирует принять деятельное участие в разработке документа. В частности, по предложению Алексея Белоусова члены Экспертного совета вошли в рабочую группу под его руководством для рассмотрения представленного проекта документа и подготовки предложений и замечаний в целях дальнейшего совершенствования. Наш добровольный эксперт из Мурманска предлагает вспомнить, как проходила разработка текущей версии Стратегии-2030, для того, чтобы учесть наработанный опыт.
***
Постоянная разработка стратегических планов с некоторых пор стала и постоянной задачей у федеральных органов власти. Разумеется, никто не отрицает необходимости планирования и целеполагания, однако характер реализации этой задачи вызывает серьёзные вопросы у сообщества.

Сегодня в стране отсутствует единый орган стратегического планирования, аналогичный советскому Госплану или американским аналитическим центрам «think tanks». Отсутствует единая отработанная методология разработки и принятия долгосрочных программ. Наконец, отсутствует практика отработки обратной связи по уже принятым планам, с учётом достижения поставленных целей и плановых ошибок.

В таких условиях планирование осуществляется отраслевым способом. Каждое ведомство вынуждено обособленно составлять свои прогнозы и рецепты, опираясь на спущенные из центра общие показатели, привлекая для этого собственных экспертов и общественные организации. В итоге стратегии раз за разом превращаются в объёмные и слабо связанные с реальностью тома докладов. Где огромные массив статистических данных соседствует с благими пожеланиями и откровенно лоббистскими требованиями разрозненных экономических групп. Поскольку обратная связь по реализации стратегий, фактически, отсутствует, то практика такого формального, никак не ориентированного на результат подхода к плановой деятельности из года в год всё более закрепляется.

Стратегия-2030, разработку которой более чем полностью взвалило на свои плечи Национальное объединение строителей, оказалась хорошей иллюстрацией печальной ситуации с долгосрочным планированием в строительной отрасли.

Стоит напомнить, что ещё 14 октября на заседании президиума Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был рассмотрен проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. В дальнейшем, однако, этот проект (в разработке которого, кстати, участвовал и НОПРИЗ, правда, с минимальными затратами сил и средств) был признан недостаточно инновационным. И в прошлом году Минстрой проанонсировал разработку новой, более масштабной Стратегии с тем же временным интервалом планирования.
Изначально предполагалось, что будет создано несколько десятков рабочих групп, в которые войдут представители бизнеса, общественности, застройщиков, подрядчиков, сметчиков и так далее, а Минстрой выступит координатором процесса. В дальнейшем, видимо, осознав слабую реалистичность таких методов разработки, Стратегию почти целиком отдали на откуп в НОСТРОЙ.

Национальное объединение взялось за дело с привычным размахом. Уже в июне 2019 года из статьи «Резерв Совета» на стратегические цели были выделены 16 миллионов рублей (смотрите протокол заседания Совета НОСТРОЙ № 143 от 13 июня, вопрос 10).

В дальнейшем такая скромная сумма показалась Дирекции не соответствующей грандиозности поставленной цели, и в августе из того же «Резерва Совета» было выделено ещё 25 миллионов рублей (смотрите протокол заседания Совета НОСТРОЙ № 145 от 7 августа, вопрос 3). Под видом «проведения мероприятий» и «возмещения расходов» руководству.

Из этих денег 12 миллионов рублей ушли на организацию четырёх серий сессий по разработке проекта Стратегии, которые проводил Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС при поддержке Высшей школы государственного управления. Судьба остальных выделенных средств покрыта мраком.

Более того, в Смету на 2020 год заложили ещё 10 миллионов рублей, уже на «Мониторинг и формирование предложений по вопросам реализации Стратегии развития национальных проектов». Таким образом, общие расходы на разработку документа составили 51 миллион рублей, и конца этим затратам не видно, поскольку различные «мониторинги» и задачи стратегического планирования плавно перекочевали и в финансовые планы Национального объединения на следующий год.

Однако колоссальные расходы были бы не так страшны, если бы их результатом стало создание по-настоящему работоспособного документа. Но, увы, так не получилось. Итоговый документ состоит наполовину из скомпилированных статистических данных, наполовину – из переписанных целевых показателей по нацпроектам. А между строк разработчики не поленились щедро разместить откровенно лоббистские пожелания крупных компаний-девелоперов.

В итоге текст Стратегии вызвал серьёзную критику со стороны строительного сообщества, Минэкономразвития России и Правительства РФ. Причём, со стороны сообщества выступили не привычные оппоненты НОСТРОЙ из регионов, а даже всегда предельно корректный и аккуратный в своих оценках вице-президент Российского союза строителей, Заслуженный строитель России Анвар Шамузафаров. В рамках своего выступления он призвал разработчиков Стратегии более тщательно работать с целевыми показателями и выводами во избежание критических последствий для отрасли. Интересующихся отсылаю к материалу на ЗаНоСтрой.РФ, где подробно описаны замечания Анвара Шамухамедовича.

В итоге Минстрой был вынужден признать, что попытка НОСТРОЙ разработать план развития отрасли не увенчалась успехом. Вторую версию документа ведомство дорабатывало уже своими силами, поручив работу группе министерских специалистов под руководством первого заместителя главы Минстроя Ирека Файзуллина. В итоге документ был радикально переработан, сокращён с 300 страниц до 50-ти и существенно изменился по структуре. Сейчас его судьбу должно окончательно решить Правительство.
Тем временем НОСТРОЙ вместо того, чтобы проанализировать ошибки и просчёты в разработке Стратегии-2030, бодро планирует приняться уже за Стратегию-2035. Хотя любому, самому благожелательно настроенному наблюдателю очевидно, что Национальное объединение строителей не должно заниматься дальнейшей разработкой долгосрочных обобщённых планов для строительной отрасли. Оно не имеет для этого ни полномочий, ни, как показала практика, должных компетенций. Единственная полезная роль, в которой может выступить НОСТРОЙ – это организация обратной связи между профильным ведомством и строительным сообществом. А именно сбор, оформление и обобщение предложений от подрядных организаций, входящих в систему строительного саморегулирования, с дальнейшей передачей этих материалов в Минстрой. Все действия, выходящие за рамки этой деятельности, в итоге окажутся обыкновенным распилом Сметы и приведут к созданию очередного полусырого и нежизнеспособного документа. Что, в свою очередь, в очередной раз станет пятном на репутации строительного саморегулирования.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Как Вы считаете, юристы НОСТРОЙ умышленно ищут поводы, чтобы освоить многомиллионную Смету?
Последние комментарии